Тема:
«Моя
Родина — Беларусь»
Цель:
расширение
знаний учащихся о своей стране, её символах и достопримечательностях;
воспитание
патриотических чувств.
Ход мероприятия
Учитель. Родина… Какое
богатое по своему смыслу слово! А произошло оно от древнего слова род,
которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас –
потомок какого-либо старинного рода. Назовите слова, которые ассоциируются с
понятиями «род», «Родина».
Дети.
ü
Родители
— отец и мать, у которых рождаются дети.
ü
Родич
– родственник, член рода.
ü
Родня
– родственники.
ü
Родословная
— перечень поколений одного рода.
ü
Родной
— близкий человек.
ü
Народ
– нация, народность, жители страны. И т.д.
Учитель. Какие богатые
ассоциации! И само слово «Родина» означает и отечество, и страну, и место
рождения человека. Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города,
и сёла. И если родина у каждого своя, то большая Родина – наша страна Беларусь
у нас общая. О ней сегодня и пойдёт речь.
1-й ученик.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Учитель. Любовь к Родине
присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни,
пословицы, поговорки.
Игра «Пословица».
ü
Родина
– мать, умей за неё постоять.
ü
Для
Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
ü
Родная
сторона – мать, чужая – мачеха.
ü
Где
мать родила, там и Родина.
ü
Везде
хорошо, а дома лучше.
ü
На
чужой сторонушке рад своей воронушке.
ü
Чужбина
– калина, Родина – мать.
ü
Человек
без Родины, что соловей без песни.
ü
Родину
не выбирают.
ü
Родину,
как и родителей, на чужбине не найдёшь.
2-й ученик.
Радзіма наша — Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі
Мілей, чым гэты край.
Песня
3-й ученик.
Зямля з блакітнымі вачамі-
Святло азёр, прастор лугоў!
Тут называюць Васількамі
На Беларусі хлапчукоў.
Звіняць крыніцы, як цымбалы,
Сцяжынкі свецяць у лясах.
Палі, узгоркі, перавалы-
Прасторны шлях, далёкі шлях.
Учитель. Вас не удивило
название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так
часто называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).
Беларусь не только край голубых
озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.
4-й ученик. Расправив
белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями
они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми
крыльями.
Кожны ведае, што бусел- сімвал
нашай Беларусі.
Учитель. Народное поверье
утверждает, что аист
приносит в дом удачу, детей и счастье.
5-й ученик.
Няма радзімы без
бацькоўскай хаты;
Бусліны клёкат – гэта родны дом;
Ты будзеш жыць шчасліва і багата,
Калі над хатай — буслава гняздо.
Учитель. Символом нашей
земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. А сколько в нашей стране
красивейших уголков, удивительных достопримечательностей – и не сосчитать! В
2007 году газета «Зорька» предложила своим читателям назвать уникальные места,
которые можно зачислить в список «7 чудес Беларуси». В редакцию пришло
множество писем, в которых содержались разные варианты знатной «семёрки». Дома
вы пытались составить свои варианты.
Конкурс «7 чудес Беларуси».
Беловежская пуща – самый великий
лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре
пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в
стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие
животные зубры.
Софийский собор в
Полоцке – символ государственной независимости. Его не раз
разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.
Крест Ефросиньи Полоцкой
– ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году
полоцкий мастер — ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный
крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых,
драгоценными камнями.
Слуцкие пояса
– самые оригинальные тканые изделия, в которые вплетались золотые и
серебряные нити. Их создавали слуцкие ткачихи для знатных и богатых людей.
Каждый пояс был единственным в своём роде. По сей день среди них не обнаружено
«двойников».
Брестская крепость
– мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических
защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов
со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости
солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.
Несвиж – красивейший
город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей.
Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными
внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов,
дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.
Национальная библиотека
– главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное
архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит
подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое
необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека
оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из
книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.
Учитель. Белорусская земля
всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата
на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих столетий.
Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск
Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб
Колас и т.д.)
Учитель. Однако Республика
Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.
Легенда.
Родились у матери три сына. Говорит
она первому: «Тебя сынок, буду просить, чтобы ты носил мой венок. Я сплела его
из хлебных колосьев, клевера, льна, которыми богата наша земля». А потом дает
сыну красную звездочку. «Береги её, — говорит мать, — и смотри, чтобы
никогда-никогда не погасла звездочка, потому что с нею в сердце боролся наш
народ за свободную жизнь, за солнечное небо».
«Ты, сынок, — говорит мать
второму, — носи одежду, по которой все будут узнавать нашу богатую и
мужественную землю». И одела сына в красно-зелёно-белую одежду.
“А ты, сынок, птенец мой
голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.
Задумалась мать: а какие имена
дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый
будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь
называться Флагом, а ты сынок, третий, — Гимном”. Так и живут у матери три
сына:Герб, Флаг, Гимн.
Учитель. Государственный
флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы.
А что такое Государственный флаг?
6-й ученик. Государственный
флаг — это символ независимого государства. В очень давние времена в качестве
флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали
оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на
шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым
государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.
7-й ученик. Государственный
флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак
Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый
цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне
расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение
Государственного флага Республики Беларусь.)
8-й ученик.
Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом, —
Сочетаются счастливо
Цвет зеленый с красным цветом
Полыхание восхода,
Всходы- полосою узкой, —
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весенем кругозоре
И заря, и перелесок,
И березы белокорье.
Розовый узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно-белый возле древка!
Учитель. Флаг развевается
над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является
герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)
9-й ученик. Все
государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются
составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках
страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.
10-й ученик.
Излучает он
чудесный свет.
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких, выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.
Учитель. Символом любого государства
также является и гимн – торжественная песня.
11-й ученик. Слово
“гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь
богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в
торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.
Мелодию гимна нашей страны
сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и
Владимиру Каризне.
12-й ученик.
В шесть утра, в
двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством
Гордо эту песню пой!
Звучит музыка. Учащиеся
встают и поют гимн Республики Беларусь.
Выполнение интерактивных
заданий на компьютере.
13-й ученик.
Гляджу на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй свёй краіны
Не мае скарбу чалавек.
Люблю я пераліў заранак
І сінявочкі –васількі,
У белых хустачках сялянак
На сенажаці ў ракі.
У полі кветак назбіраю
Упаду ў росную траву.
У косы сена наўплятаю…
Ах, як шчасліва я жыву!
І хоць багацця я не маю,
Але скажу з усёй душой:
Другім багатая, я знаю, —
Сваёй Радзімай дарагой.
Учитель. Наша
Родина — Республика Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин
должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и
достопримечательности родного края.
Предлагаю провести викторины и
конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и
“Беларусачка”(девочки).
Викторина “Знатоки родного
края”
1. Назовите хвойные деревья наших лесов.
(Сосна, ель, можжевельник.)
2. Каких животных называют строителями?
(Бобров.)
3. Назовите хищных животных наших лесов.
(Волк, кабан, лиса.)
4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой
цвет?(Заяц, лиса, белка.)
5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится
лось? (Мухомор.)
6. Какие птицы остаются у нас зимовать?
(Воробей, сорока, ворона.)
7. Кто днем отдыхает, а ночью
летает?(Сова.)
8. Какая птица выводит птенцов зимой?
(Клест.)
9. Как называется жёлто –бурая птица,
похожая на маленькую курицу? (Перепел.)
10. Каких жуков называют санитарами,
потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких
животных?(Жук-могильщик.)
11. Какие звери наших лесов занесены в
Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)
12. Какие птицы занесены в Красную книгу
Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля,
авдотка, орлан-белохвост и др.)
13. Назовите лекарственные растения наших
лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)
14. Назовите растения, занесенные Красную
книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник
оживающий.)
15. Кто является “санитаром” водоемов, так
как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)
16. Какая хищная речная рыба имеет большую
пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)
17. Назовите самого злостного вредителя
картофеля. (Колорадский жук.)
Учитель. Каждый любит
страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы —
трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю
отдохнуть и поиграть.
Гульня «Кароль»
“Кароль” сядзіць
на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад,
капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да
“караля”:
-Добры дзень, дзядуля кароль!
— Добры дзень, дзеці. Дзе вы
былі?
— На панскім двары.
— А што вы там рабілі?
— Мы не скажам, а пакажам!
Пасля гэтага дзеці імітуюць тую
работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае,
даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і
гульня працягваецца.
Учитель. Белорусы
образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как?
Будем отгадывать белорусские загадки.
Конкурс “Белорусские загадки”
1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці.
(Ноч.)
2. Спачатку падае, потым устае, пасля
гасцінцы раздае. (Дождж.)
3. Што за астры – люба глянуць. Толькі
ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)
4. Урадзіўся ён высокі,
Шаўкавісты, сінявокі.
Апранае нас здавён…
Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)
5. Цвіту ўсё лета я.
Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя.
Як зваць мяне, скажыце?
(Васілёк.)
6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле
ад чарвей. (Грак.)
Учитель. Умеют белорусы и
шутить.
Смяшынкі
Хітры хлопец
-Мама, дай мне гароху.
-Добра, вазьмі сабе поўную жменю.
-Аж поўную жменю! То ты, мама,
дай сама, бо твая жменя большая.
Хто старэйшы
—
Хто
з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.
—
У
мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з
ім зраўняўся, — адказаў Міколка.
У фельчара
—
Вось,
цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.
—
А
божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.
Дзед і ўнук
—
Дзядуля,
а ты быў калісьці маленькім, — пытаецца ўнук.
—
Быў,
унучак, быў…
—
Вось
ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.
Викторина “Моя Родина —
Республика Беларусь”
1. Как называется наша страна?(Республика
Беларусь.)
2. Кто является Президентом нашей страны?
(А.Г.Лукашенко.)
3. Назовите столицу нашей Родины.
(г.Минск.)
4. Какие государственные символы вы
знаете? (Флаг, герб, гимн.)
5. Какие языки в Республике Беларусь
являются государственными?(Русский, белорусский.)
6. Сколько человек проживает в нашей
стране? (Более 10 миллионов.)
7. Назовите самые большие реки Беларуси.
(Днепр, Неман, Западная Двина.)
8. Назовите самые большие озёра нашей
страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)
9. Как называют жителей Республики
Беларусь? (Белорусы.)
10. Какой вид транспорта есть в нашей
стране только в Минске?(Метро.)
14-й ученик.
Я – беларус
маленькі,
Спяшаюся са школы.
Як і бацькі сумленны,
Руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі
З блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей
Жыла мая Радзіма.
15-й ученик.
Я
дзяўчынка-беларуска
З васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма.
Учитель.
Сегодня
мы говорили о своей Родине – Беларуси, о её символах и
достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы
знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас
созданы хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности
записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У
вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя –
белорус.
Песня
«Усе мы родам з дзяцінства”.
Учитель. Пусть счастливой
будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!
«Моя Родина—Беларусь» музыкальное развлечение в средних и старших группах.
Звучит песня «Даль великая». Видеозаставка.
1 Ведущая: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, — мы все с рожденья в нём живём!
2 Ведущая: У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля — это истинное чудо. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
1 Ведущая: А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь:«Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»
2 Ведущая: Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. Это место, где человек родился, живёт.
1 Ребёнок: Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки, идём.
1 Ведущая: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки. И сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы.
Игра «Продолжи пословицу».
Родина-мать, умей за неё…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где родился, там и…
Везде хорошо, а дома…
Чужбина-калина, Родина -…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…
2 Ребёнок: Радзіма наша – Беларусь, i колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі мілей, чым гэты край.
2 Ведущая: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зелёных лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.
3 Ребёнок: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.
Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.
Песня «Родны бусел» сл. Н. Галiноускай, муз. С. Галкiнай.
1 Ведущая: Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
2 Ведущая: Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.
4 Ребёнок: Ливнем вымытые нивы, осенённые рассветом,-
Сочетаются счастливо цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода, всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа флаг державы Белорусской.
1 Ведущая: Вторым государственным символом является герб.
5 Ребёнок: Излучает герб чудесный свет, у него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб, воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб, человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах нет герба красивей и светлей.
2 Ведущая: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».
Викторина «Знатоки родного края».
-Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
-Каких животных называют строителями? (Бобров)
-Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
-Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
-Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
-Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
-Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
-Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр, бурый медведь, барсук и т.д.)
-Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, чёрный аист, большая белая цапля и др.)
-Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
-Назовите растения, занесённые в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, валериана…)
-Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
-Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
-Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)
1 Ведущая: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.
2 Ведущая: Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.
6 Ребёнок: В шесть утра, в двенадцать ночи он по радио звучит.
Всех людей родного края сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала, люди дружно все встают.
От велика и до мала эту песню все поют.
Она очень величаво прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством, гордо эту песню пой!
Звучит музыка. Присутствующие встают и поют гимн Республики Беларусь.
1 Ведущая: А теперь предлагаю немного поиграть.
Игра “Отгадай загадки”
1. Урадзіўся ён высокі, шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…Здагадайцеся, хто ён? (лён) 2. Цвіту ўсё лета я. Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя. Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)
3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картофель)
4. Под листочком у оградки лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый, а животик беловатый. (огурец)
5. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход. (бобры)
6. Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро, кто же я? (лось)
2 Ведущая: Ну а сейчас настало время проверить ваши знания о нашей родине.
Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»
Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?
7 Ребёнок: Гляджу на родныя мясціны, адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны не мае скарбу чалавек.
1 Ведущая: И вам, будущим агрономам, лётчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать её. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — её сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без неё нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.
2 Ведущая: Берегите Землю, берегите. Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите!
(А.Дудин «Берегите Землю!»)
Сценарий Фестиваля дружбы народов
Республика БЕЛАРУСЬ
Цель данного мероприятия :
ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного отношения к представителям разных культур, формирование национального самосознания, включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных традиций.
Регламент выступления:
Представить историю выбранной народности, геральдику, национальный костюм и национальные блюда данной страны, ее быт , номер художественной самодеятельности ( танец, песня, театрализованный фрагмент художественного произведения и т.д)
Содержание:
- На экране видео фильм о Белоруссии
Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед. Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи. Белорусы замечательные земледельцы. Везде славится белорусская пшеница, лён, овес и , особенно, рассыпчатая картошка – бульба. С древних времен в этих местах живет обычай – устраивать по праздникам кукольный театр, который называется батлейка.
- Ведущий 1:
Выйду я в ромашковое поле,
В синь васильков любимых окунусь…
Это ты, моё безбрежное раздолье,
Моя любовь, родная Беларусь!
Пытали, жгли и за тебя решали,
Стараясь уничтожить и подмять,
Людское недовольство разжигали,
Но, не сумели Родину сломать!
А ты стоишь бессменно на границе,
Сестру свою от недругов закрыв.
Твоей живой истории страницы,
Я в памяти храню, не позабыв.
Цвети, моя любимая сторонка,
Пусть горести и беды обойдут.
Не зря тебя так нежно и негромко,
С любовью Русью Белою зовут!
Ведущий 2:
Я люблю тебя, Беларусь!
Свою маленькую страну.
И по праву ею горжусь,
Здесь я выросла и живу.
Я люблю эту синь озёр,
И богатство родных полей.
Чистоту городов и сёл,
И леса, их нету щедрей.
Пусть цветёт моя Беларусь!
На радость и счастье людей.
Я в дочерней любви признаюсь
Беларуси любимой моей!
- Звучит песня «Алеся» в исполнении Белорусского ансабля «Песняры»
Девочка исполняет под музыку танец
- Хор исполняет песню «Косив Ясь конюшину»
Мальчик в роли Яся косит косой на лугу траву. Девочка косит серпом (театрализация)
- Под музыку (фон) «Молодость моя, Белоруссия» дети читают стихи:
Дорогая моя Беларусь!
Ты, как Русь, как берёзка белая!
Я землёй своих предков горжусь,
Где бы ни был и что бы ни делал я…
Ты всегда для России форпост,
Часовой на эпохи, столетия.
За славян становилась в рост
В годы трудные лихолетия.
Жгли тебя и топтали враги,
Кровь с землёю мешая алую.
Сокрушить тебя не смогли
Даже нищую и отсталую…
Много пало твоих сыновей,
Защищая Отчизну великую.
Горе вдов и сирот-детей
Тебя сделало нежною, тихою.
Для тебя Россия – сестра,
Горячо, на века любимая.
Словно солнышка лучик с утра
Или матушка добрая, милая.
Не найдёшь на земле твоей,
Пережившей беду и ненастья,
Человека к России добрей,
Чтоб желал процветанья и счастья.
Вместе с Русью одною семьёй
Жить веками тебе предназначено
И в счастливый час, и в лихой,
Если б снова судьба озадачила…
Дорогая моя Беларусь!
Край мой чудный, святой и милый…
Ты – во мне, и тобой я горжусь,
Пока жив, всей сыновней силой!
6.
Белорусская бульба
Главный ингредиент белорусской кухни — это картошка.
Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом — раза в два больше!
Блюда из картошки:
- Отварная
- Обжаренная
- Тушеная
- Запеченная
- Картопляники
- Гульбишники
- Бабки
- Пызы
- Картофельные колбаски
- Солоники
- Картофель в мундирах
- Копытки
- Клёцки
- Цыбрики
- Бульбяная яичница
- И конечно. белорусские драники
Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих клубней различные славянские, балтийские племена.
Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца . Доблестные литвинские таможенники усомнились в правильности заполнения им таможенной декларации и реквизировали весь груз.
Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им попало настоящее чудо.
Белорусское название картофеля – бульба.
К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно — из нее, кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.
Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу были и обиды и непонимание… Случались даже картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.
Самый выдающийся белорусский деятель-селекционер картофеля — Алесь Картофан (Тарас Бульба). Он основал в Запорожской сечи агрокультурную станцию по изучению свойств картофеля.
Однако уже к середине XIX века картошка прочно вошла в быт, эпос и мифологию белорусов, и постепенно стала героем былин, сказок, мифов, многочисленных песен и задач в учебниках арифметики.
Даже танец «бульба» появился. Вот такой — озорной и заводной.!
7
Танцевальная группа исполняет белорусский танец «Бульба»
План-конспект
открытого классного часа в 5 «Д» классе
учителя русского языка и литературы Тарасик Н. С.
Любим и знаем родную Беларусь!
Открытый классный час учителя русского языка и литературы,
классного руководителя 5 «Д» класса Тарасик Н. С.
Тема. Знаем и любим родную Беларусь!
Цели:
- Формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Беларуси.
- Формирование патриотического и национального самосознания подростков.
- Вызвать желание сделать что-то значительное для своей страны, чтобы быть продолжателем дел предков, приумножить авторитет страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни.
Оборудование: карта Беларуси, записи на доске, фотографии, портреты пионеров-героев, фонограммы белорусской мелодии, презентация, компьютер.
Ход классного часа
1. Тема классного часа.
(звучит народная мелодия, исполняемая на цимбалах)
Ребята, тема нашего классного часа написана на доске. Давайте её прочитаем хором.
Какой знак препинания вы хотели бы поставить в конце этого предложения?
Наша задача – не только определить в течение классного часа, знаем ли мы нашу страну, как мы выражаем к ней свою любовь, но и поставить знак препинания в конце названия темы сегодняшнего мероприятия: вопросительный знак, точку, восклицательный знак или многоточие.
2. Беседа.
У каждого на земле есть своя родина, это то место, где он родился, вырос. Наша с вами общая Родина – Беларусь. Откуда пошло название “Беларусь”?
- белая, светлая одежда сельских людей;
- светлые волосы, светлый цвет кожи;
3) Когда на наши дрение земли пришли татаро-монголы, мы смогли отбиться от них. Мы отбились. И поэтому мы “белая”, “чистая от нашествия татар”.
Республика Беларусь – это наша Родина. Что же такое Родина? Как вы понимаете смысл этого слова?
2. Чтение учащимся стихотворения о Родине.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, и дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
3. Станция «Карта Беларуси».
Республика Беларусь – государство, расположенное в самом центре Европы. (!!! Циркуль – круг, центр около Мирского замка). Столица нашего государства – город Минск. Наши соседи — …
Край родимый, протянувшийся на 560 км с севера на юг и на 650 км с запада на восток, известен красотой своих озер и рек. Крупнейшие из лесных массивов – Березинский заповедник и Беловежская пуща. Коренное население страны – белорусы, но и другие народы: русские, поляки, украинцы, цыгане – никоим образом не ущемлены.
4. Станция «Города Беларуси».
Ребята! В нашей стране 104 города! Сейчас мы посмотрим, как вы знаете названия белорусских городов и городков. Ваша задача – з писать за 1 минуту как можно больше названий городов Беларуси. Обязательное условие – не писать названия деревень.
5. Станция «Мы патриоты» (Работа с «солнышком»).
Кто такой патриот? Что значит быть патриотом? Послушаем наш коллективный голос.
(Сообщение результатов анкетирования «Патриот – это человек, который …», оформленных как лучики солнца).
6. Станция «Пословицы о Родине и патриотизме».
Задание: работая в группе, продолжить пословицу.
Тяжело Афонюшке … (на чужой сторонушке).
Не место человека красит, а … (человек место).
В гостях хорошо, а … (дома лучше).
У сваім краі, як … (у раі).
Дадому і конь … (спрытней бяжыць).
Усякая разумная птушка … (сваё гняздо бароніць).
Дарагая тая хатка, дзе … (радзіла мяне матка).
Няма смачнейшай вадзіцы, як з … (родная крыніцы).
Дзе радзіуся, там … (i прыгадзіуся).
Той бацькаушчыну любіць, хто ёй … (сумленна служыць).
Ад душы працуеш – … (Радзіму мацуеш).
7. Станция «Письмо-опровержение».
Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Дети должны придумать как можно больше опровержений этой фразы.
Мы живем в Австралии. В сельской местности очень много заводов и фабрик. В городе много животноводческих ферм. Все белорусы говорят на китайском языке. На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета. В Беларуси добывают газ, уголь, золото. Наша республика выращивает много бананов и апельсинов. В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру. Наша республика любила и любит мир, поэтому никогда не участвовала в войнах.
8. Станция “Экзотическая встреча с индейцами”
Представьте себе, что вас захватили в плен индейцы и начали вас допрашивать. Когда дошла очередь до вопроса “Откуда вы, из какой страны прибыли?”, вы с гордостью ответили: “Мы из Беларуси!”
Однако они посмотрели на вас большими глазами, потому что никогда не слышали о нашей Родине.
Ваша задача заключается в том, чтобы за пять минут рассказать о своей земле так, чтобы они не просто отпустили вас, а, бросив всё, согласились посетить наши края.
9. Станция “Великая Отечественная война”.
Чтобы стать самостоятельным государством, Беларусь прошла долгий и сложный путь. 22 июня 1941 года, в 4 часа утра началась ВОВ. Гитлер составил план уничтожения славянских народов, в первую очередь русского, украинского и белорусского. Почти 4 года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, годы тяжёлого труда. В боях за Родину наши воины проявили небывалый героизм и отвагу. Свыше 7 млн. бойцов были награждены боевыми орденами и около 11 тыс. удостоены звания Герой Сов. Союза.
Среди них – 4 пионера-героя юный партизан Лёня Голиков, боец партизанской бригады Марат Казей, партизанский связной и разведчик Валя Котик и пионерка, член подпольной комсомольской организации, действующей на Витебщине, Зина Портнова.
Рассказ о Зине Портновой.
Родилась Зина Портнова в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы к бабушке в Витебскую область. Участвовала в распространении листовок среди населения. Работая в немецкой столовой, отравила пищу (погибло более ста офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания была схвачена немцами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.
Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, чтобы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её.
Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка.
Физминутка.
Учитель обобщает ответы детей.
Покажите жестами, как велика наша Родина.
Покажите жестами как высоки деревья в наших лесах.
Покажите жестами, как колышется пшеница от ветра.
Покажите жестами, как аист расправил крылья над нашей Родиной.
10. Станция «Минск».
Города как люди. Одни богатые и властные уже «при рождении», другим необходимо копить мощь и авторитет на протяжении многих столетий. Минск относится к числу вторых.
На протяжении столетий Минск сгорал дотла, но он всегда возрождался и становился ещё более красивым.
В 1944 году, после освобождения от фашистских захватчиков, власти имели серьёзное намерение перенести столицу Беларуси в Могилев или даже возвести новый город в чистом поле, потому что за три года оккупации в Минске было разрушено более 80 процентов зданий, а население сократилось с 270 до 80 тысяч человек. Но город и на этот раз поднялся из руин, снова ожили его шумные улицы.
Кстати, такое оригинальное лицо Минска – одновременно пожилой и юный, не похоже на лица других мировых столиц.
Даю справку: 3 марта 1067 г. – первые летописные сведения о Минске в связи с битвой на реке Немиге между войсками полоцкого князя Всеслава Чародея и князей Ярославичей.
11. Станция «Фото на память».
Задание: Назвать три места (=визитные карточки Минска), где бы вы сфотографировались для своего нового друга (из племени добрых индейцев) как подтверждение того, что фото сделано в Минске.
(Примеры, если дети растеряются: вокзал, Врата города, площадь Победы, Дворец Республики, Дворец спорта, Театр оперы и балета, Белгосцирк, остров слёз, Троицкое предместье, площадь Якуба Коласа, парк Горького, магазин ЦУМ, церковь на Немиге, кинотеатр «Пионер».)
12. Станция «Песня о Родине».
Исполнение песни «С чего начинается Родина?» (под презентацию).
(Слова заранее должны быть выучены всеми учащимися.)
Награждение (угощение конфетами белорусского производства)
13. Игра «Наш Минск».
Задание: К слову Минск дети из двух групп (1 ряд парт) подбирают слова-определения поочередно на лепестках заранее заготовленных «ромашек». (главный, большой, богатый, зеленый, красивый, старинный, растущий, промышленный, культурный, белорусский и т.д.)
Продолжить предложения (группы 3, 4, 5, 6, сидящие на втором и третьем рядах в кабинете).
- Я люблю свой город за то, что…
- Мне очень нравится жить в Минске, потому что…
- У Минске есть любимые для меня места. Это…
- Наш город был бы ещё красивее, если бы …
- Если бы я был художником и нарисовал Минск, то я бы нарисовал …, потому что…
- Нашему городу очень нужны…, потому что…
14. Станция «Стихотворения о родном городе, Фрунзенском районе».
Мой город
Я в Минске родился и в Минске живу,
Тебя, родной город, я очень люблю,
Люблю твои улочки, парки и скверы,
В тебя, милый город, я искренне верю.
Ты чистый, красивый, уютный, родной,
Прохладный ты летом и теплый зимой,
Тобой не гордиться никак нам нельзя,
Думаю, со мной вы согласны, друзья!
!!! Обязательно дети читают свои стихотворения о Минске и о Фрунзенком районе.
15. Станция «Богатства Беларуси».
Назовите, ребята, чем богата наша Беларусь? (Земля, армия, природа, деньги, люди, полезные ископаемые, история, култьтура, продукты питания, язык.)
Что является самым большим богатством Беларуси?
!!! Люди.
Работа с кругами.
Любить свою Родину – это значит любить людей, живущих в этой стране. Все люди принадлежат к одному из четырёх кругов.
- Родственники (родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, крёстные);
- Наставники (педагоги в школе, тренеры, преподаватели в музыкальной школе, в танцевальной студии);
- Друзья (хорошие знакомые, товарищи, соседи, дачники, лагерники);
- Незнакомые люди.
??? Что уже сделали для каждого из вас эти взрослые люди (ознакомление с результатами анкетирования “За что я благодарен старшим поколениям?”, ответы в виде “ромашки”.)
16. Станция «Белорусский характер».
Как вы можете проявить свою любовь к Родине = любовь к родителям и всем наставникам??
!!! Учиться и жить, проявляя качества (напомнить о Харлампии Диогеновиче)
Давайте вспомним рассках Ф. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла” об учителе Харлампии Диогеновиче и об одном подлом мальчике из 5-го класса и определим, какие же качества воспитывал в своих учениках учитель математики. (Детям выдаются листы А4, надо построиться в ряд по степени значимости черт характера).
- Трудолюбие.
- Самостоятельность.
- Дисциплинированность.
- Честность.
- Неконфликтность.
- Щедрость.
- Доброжелательность.
- Доброта.
- Порядочность.
- Аккуратность.
17. Наши добрые дела. (анализ фотографий для мам).
— Ездили в разные места по стране: Жодино, Борисов, усадьба “Гаенские вытоки”, клуб “Золотая шпора”, Логойск.
— Посетили музеи Я. Купалы, М. Богдановича, П. Бровки, Великой Отечественной войны, Национальный исторический музей, Музей белорусской государственности
— Украшали школу перед Новым годом
— Участвовали в акции “Подарок другу в Рождество”
— Макулатуру собирали (700 кг)
— Учебники чистили
— Снег вокруг школы убирали
— Играли и в библиотеке, в кабинете, в актовом зале
— Хорошо учились.
18. Подведение итогов .
??? Почему одним легко было собрать фотоматериалы для поздравления мам с праздником 8 Марта, а другим тяжело?
!!! Тому есть что показать родителям, кто много в чём участвовал и проявил себя.
Вывод: Соловья ценят за пение, а человека – за поступки.
Итак, давайте подведём итоги нашего классного часа.
Какой знак препинания мы хотим и уже с ответсвенностью можем поставить в конце темы нашего мероприятия?
Конечно же, восклицательный знак. Вы у меня молодцы! Спасибо всем за работу!
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, и дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, и дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Мой город
Я в Минске родился и в Минске живу,
Тебя, родной город, я очень люблю,
Люблю твои улочки, парки и скверы,
В тебя, милый город, я искренне верю.
Ты чистый, красивый, уютный, родной,
Прохладный ты летом и теплый зимой,
Тобой не гордиться никак нам нельзя,
Думаю, со мной вы согласны, друзья!
Мой город
Я в Минске родился и в Минске живу,
Тебя, родной город, я очень люблю,
Люблю твои улочки, парки и скверы,
В тебя, милый город, я искренне верю.
Ты чистый, красивый, уютный, родной,
Прохладный ты летом и теплый зимой,
Тобой не гордиться никак нам нельзя,
Думаю, со мной вы согласны, друзья!
Пословицы о Родине и патриотизме
Задание: продолжить пословицу.
- Тяжело Афонюшке на …
- Не место человека красит, а …
- В гостях хорошо, а …
- У сваім краі, як …
- Дадому і конь …
- Усякая разумная птушка …
Пословицы о Родине и патриотизме
Задание: продолжить пословицу.
- Чым за морам віно піць, лепш з …
- Дарагая тая хатка, дзе …
- Няма смачнейшай вадзіцы, як …
- Дзе радзіуся, там …
- Той бацькаушчыну любіць, хто …
- Ад душы працуеш – …
Пословицы о Родине и патриотизме
Задание: продолжить пословицу.
- Тяжело Афонюшке на …
- Не место человека красит, а …
- В гостях хорошо, а …
- У сваім краі, як …
- Дадому і конь …
- Усякая разумная птушка …
Игра «Письмо-опровержение»
Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Учащиеся должны придумать опровержения этим фразам.
- Мы живем в Австралии.
- В сельской местности очень много заводов и фабрик.
- В городе много животноводческих ферм.
- Все белорусы говорят на китайском языке.
- На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета.
- В Беларуси добывают газ, уголь, золото.
- Наша республика выращивает много бананов и апельсинов.
- В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.
- Наша республика никогда не участвовала в войнах.
Игра «Письмо-опровержение»
Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Учащиеся должны придумать опровержения этим фразам.
- Мы живем в Австралии.
- В сельской местности очень много заводов и фабрик.
- В городе много животноводческих ферм.
- Все белорусы говорят на китайском языке.
- На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета.
- В Беларуси добывают газ, уголь, золото.
- Наша республика выращивает много бананов и апельсинов.
- В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.
- Наша республика никогда не участвовала в войнах.
Игра «Письмо-опровержение»
Задание: Предлагаются заведомо ложные высказывания. Учащиеся должны придумать опровержения этим фразам.
- Мы живем в Австралии.
- В сельской местности очень много заводов и фабрик.
- В городе много животноводческих ферм.
- Все белорусы говорят на китайском языке.
- На белорусском флаге оранжевый, синий и желтый цвета.
- В Беларуси добывают газ, уголь, золото.
- Наша республика выращивает много бананов и апельсинов.
- В лесах Беларуси водятся львы, тигры и кенгуру.
- Наша республика никогда не участвовала в войнах.
Игра “Экзотическая встреча с индейцами”
Ваша задача заключается в том, чтобы за 3 минуты рассказать о своей Родине так, чтобы индейцы не просто отпустили вам живыми домой, но, бросив всё, согласились посетить наши места.
Ваш рассказ о памятниках истории, современных сооружениях, красивых и интересных местах в природе на всей территории Беларуси (перечислить красиво, выразительно, связно):
Игра “Экзотическая встреча с индейцами”
Ваша задача заключается в том, чтобы за 3 минуты рассказать о своей Родине так, чтобы индейцы не просто отпустили вам живыми домой, но, бросив всё, согласились посетить наши места.
Ваш рассказ о памятниках истории, современных сооружениях, красивых и интересных местах в природе на всей территории Беларуси (перечислить красиво, выразительно, связно):
Игра “Экзотическая встреча с индейцами”
Ваша задача заключается в том, чтобы за 3 минуты рассказать о своей Родине так, чтобы индейцы не просто отпустили вам живыми домой, но, бросив всё, согласились посетить наши места.
Ваш рассказ о памятниках истории, современных сооружениях, красивых и интересных местах в природе на всей территории Беларуси (перечислить красиво, выразительно, связно):
Рассказ о Зине Портновой
Родилась Зина Портнова в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы к бабушке в Витебскую область. Распространяла листовки среди населения. Работая в немецкой столовой, отравила пищу (погибло более 100 офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была схвачена немцами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.
Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, чтобы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её.
Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка.
Рассказ о Зине Портновой
Родилась Зина Портнова в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов.
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы к бабушке в Витебскую область. Распространяла листовки среди населения. Работая в немецкой столовой, отравила пищу (погибло более 100 офицеров). Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была схвачена немцами. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена.
Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, чтобы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её.
Утром 10 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Её расстреляли в тюрьме города Полоцка.
Ранжирование положительных черт характера
вы можете проявить свою любовь к Родине = любовь к родителям и всем наставникам??
!!! Учиться и жить, проявляя качества (напомнить о Харлампии Диогеновиче):
Трудолюбие.
Самостоятельность.
Дисциплинированность.
Честность.
Неконфликтность.
Щедрость.
Доброжелательность.
Доброта.
Порядочность.
Аккуратность.
Беларусь — наша Родина
Цель: познакомить ребят с историей нашей Родины; воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, гордость за родной край; развивать познавательную активность.
Оборудование: плакат с изображением Государственного флага, Государственного герба; кассета с записью Государственного гимна; книга “Беларусь — наша Радзiма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку“; карта Беларуси (на доске); портреты Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Богдановича, Франциска Скорины, Петра Мироновича Машерова; иллюстрация “Площадь Я. Коласа“; иллюстрация “Поезд“; бумажные куклы в национальных костюмах России, Украины, Польши, Литвы, Латвии; кроссворд.
Оформление классной доски: в центре — карта Беларуси с обозначением государств-соседей, слева — иллюстрация “Поезд“, справа — эпиграф:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна —
Ее мы Родиной зовем,
А Родина — одна.
Ход урока
Дорогие ребята! Сегодня торжественный, важный день. Вы стали учениками. Я поздравляю вас.
Сегодня — День знаний. 1 сентября его отмечают во всех школах Беларуси. (Зачитывается эпиграф. Дети отвечают на вопросы.)
Что такое Родина?
Как вы относитесь к своему дому?
А как надо относиться к своей стране?
Как называется наша страна?
Перед вами лежит книга. Ее подарил вам Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Книга очень необычная. Она зовет нас в интересное путешествие по стране, в которой мы живем, — по Беларуси. Мы узнаем много интересного о нашей Родине, о людях, которые жили и живут на этой чудесной земле.
Итак, наш поезд отправляется:
Торопится поезд,
Колеса стучат,
А в поезде том
Первоклашки сидят.
Первая станция — “Встреча с Президентом Республики Беларусь“.
У нашего Президента очень много важных дел, но он помнит о вас — первоклассниках — и написал вам письмо. (Зачитывается обращение Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко к первоклассникам. Здесь и далее ссылки на страницы даются по книге “Беларусь — наша Радзіма.
Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку“.)
Вот видите, Александр Григорьевич верит в вас, маленьких граждан нашей страны. Вы ведь его не подведете? Будете хорошо учиться, а когда подрастете — будете трудиться и прославлять делами свою Родину.
А мы продолжаем наше путешествие:
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По полям до синих рек, озер
На зеленый семафор…
Наш поезд прибыл на станцию “Символы“.
Как и все независимые страны, Беларусь имеет государственные символы — герб, флаг, гимн. Каждый народ гордится своей страной и уважает ее символы. (Рассматриваются изображения флага и герба.)
У каждого государства есть одна главная песня, в которой воспевается страна. Эта песня называется гимн. Звучит гимн в особо торжественные моменты, его слушают стоя. (Звучит первый куплет и припев гимна.)
Физкультминутка:
Карусели, карусели… (взмахи рук вперед-назад)
В самолет мы с вами сели (руки в стороны)
И полетели, полетели… (покачиваемся)
А сейчас мы познакомимся с нашими соседями. Это — Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия (с. 1). И со всеми соседями мы дружим. (На карту прикрепляются бумажные куклы в национальных костюмах своей страны. Учитель рассказывает о традиционных ремеслах стран-соседей и Беларуси, о слуцких поясах. Зачитывается отрывок стихотворения М. Богдановича “Слуцкія ткачыхі“.)
Ребята, посмотрите еще раз на карту Беларуси. На листик какого дерева похожа наша республика? (клена.) (Детям предлагается назвать города Беларуси, столицу.)
Да, Минск — столица нашей Родины. Мы живем в Минске. Это большая честь и ответственность — быть жителями столицы Республики Беларусь.
Физкультминутка:
Карусели, карусели… (взмахи рук вперед-назад)
На лошадку все мы сели (привстали на носки)
И поехали, поехали… (руками держим воображаемую уздечку) на экскурсию по городу Минску.
Город-герой Минск — один из крупнейших и красивейших городов Европы. Ему более 900 лет. Вы можете увидеть герб нашего города на странице 10.
Гости нашей столицы, приезжая к нам, оказываются на Привокзальной площади, где расположены два высоких здания — символические ворота города — и красивое здание железнодорожного вокзала. (Дети находят на снимках их изображения.)
Далее, через площадь Независимости, мы выезжаем на главную улицу столицы — проспект Франциска Скорины. (Учитель рассказывает о Ф. Скорине, показывает его портрет.)
Именно на этом проспекте расположено любимое здание всех детишек нашей страны — Государственный цирк. На Октябрьской площади находится Дворец Республики
(с. 11). Здесь проходят важные мероприятия, концерты.
Какой праздник отмечается в этом здании каждый год для ребят всей страны? (Новый год.) то из вас был здесь на новогодней елке? У нас в городе есть еще один красивый проспект — проспект Петра Мироновича Машерова. Он был руководителем нашей страны. Здесь находится Дворец Спорта. А недалеко, на Острове Слез, в память о гражданах Беларуси, которые погибли в различных войнах, построена часовня.
Наше путешествие продолжается:
Карусели, карусели…
Мы с тобой в машину сели
И поехали, поехали… в Минскую область (с. 12 — 13).
Посмотрим на фотографию площади. Как она называется? (Площадь Якуба Коласа. Учитель рассказывает про родные места поэта, зачитывает стихотворение на с. 12.)
Напротив цирка находится парк, названный именем другого великого белорусского поэта — Янки Купалы. Он родился в Минской области.
А теперь мы отправимся в город Несвиж. Сюда приезжают туристы, чтобы посмотреть на красивейший замок князей Радзивиллов. А в городе Солигорске добывают калийную соль.
Наше путешествие продолжается:
Карусели, карусели…
Мы в автобус сели
И поехали, поехали… в Могилевскую область (Открываем с. 14 — 15.)
Городу Могилеву более 600 лет. Здесь много исторических памятников. А вы знаете, где родился Александр Григорьевич Лукашенко? (В Могилевской области. Учитель рассказывает про область, а затем предлагает детям назвать реки Беларуси. Проводится беседа о важности охраны природы.)
Гомельская область.
В Гомельскую область мы поплывем на теплоходе по реке Днепру. Здесь много заводов. Хотите знать, что они выпускают? Тогда отгадайте загадки:
Едет конь стальной, рычит,
За собою плуги волочит. (Трактор.)
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)
Здесь еще ремонтируют суда, добывают нефть (с. 16 — 17).
Заворчу, зажурчу,
В небеса улечу. Что это? (Вертолет.)
Он нас дожидается, чтобы мы могли продолжить наше путешествие.
Карусели, карусели… (взмахи рук вперед-назад)
В вертолет мы сели (покружиться с поднятой вверх рукой)
И полетели, полетели… на Славянский базар.
Славянский базар — это фестиваль славянской культуры. В каком городе он проходит? (В Витебске.) Откройте страницу 18. Да, ребята, мы в гостях у жителей Витебской области. В Витебске родился художник Марк Шагал. Его картины известны во всем мире.
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. Что это такое? (Телевизор.)
“Витязь“ — так называются телевизоры, которые выпускают в городе Витебске.
А как называется телевизор, который выпускают в Минске? (Горизонт.)
Из Витебской мы направляемся в Брестскую область (с. 20 — 21).
(Учитель рассказывает о Беловежской пуще и ее обитателях.)
В городе Бресте находится известная всему миру Брестская крепость. Летом 1941 года 28 дней героически обороняли солдаты крепость от врагов, которые напали на нашу страну.
И шестая область — Гродненская (с. 22 — 23). Здесь много старинных замков: Лидский замок, Мирский замок, замок в Новогрудке, руины Кревского замка.
Вот мы и познакомились со всеми областями.
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает…
И останавливается на станции “Исторической“ (с. 24 — 29).
История Беларуси, как и многих других стран, начинается в далеком прошлом. На последующих уроках мы узнаем, как образовалась наша страна, познакомимся с такими известными именами, как Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий, с творчеством известных белорусских поэтов Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича. А сейчас наш поезд отправляется, следующую станцию назовем “Героической“. Она напомнит нам о Великой Отечественной войне (зачитывается текст на с. 34).
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, орден
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.(Рассматриваются и обсуждаются иллюстрации на с. 29, 35, 38.)
Станция “Спортивная“ (с. 36 — 37).
Любому спорт поможет
На каждом стадионе
Стать сильным и готовым
К труду и обороне.
Давайте разгадаем кроссворд о наших белорусских спортсменах.
1. Что нужно делать по утрам, чтобы быть здоровым?
2. Какого белорусского теннисиста знает весь мир?
3. Кто завоевал бронзовую медаль по фристайлу на Олимпиаде 2002 года?
4. Назовите известного белорусского гимнаста.
5. С каким теннисистом в паре играл Максим Мирный?
6. Назовите белорусскую спортсменку, золотого призера Олимпиады 2000 года.
Я надеюсь, ребята, что вы тоже подружитесь со спортом и будете выносливыми и здоровыми. А в это время наш поезд прибывает на последнюю станцию — “Моя родословная“. Каждому человеку надо знать, кто его папа и мама, бабушка и дедушка, прабабушка и прадедушка. (Ученикам дается задание: дома с родителями заполнить страницу “Мой радавод“.)
Вот и закончилось наше путешествие по просторам Родины.
Понравилось оно вам? Вы молодцы, ребята! Настоящие путешественники: находчивые, сообразительные. Любите и берегите свою Родину — Беларусь.