Дискуссия аквариум сценарий

Мозговой штурм ─ это способ ведения дискуссии, в ходе которой участники предлагают всевозможные варианты решения проблемы. При мозговом штурме "от противного" участники критикуют и дают "вредные советы". В основе этого метода лежит идея о том, что критиковать проще, чем предлагать конструктивные идеи, но именно такое обсуждение в конечном итоге может привести к конструктивному решению.

Мозговой штурм ─ это способ ведения дискуссии, в ходе которой участники предлагают всевозможные варианты решения проблемы. При мозговом штурме «от противного» участники критикуют и дают «вредные советы». В основе этого метода лежит идея о том, что критиковать проще, чем предлагать конструктивные идеи, но именно такое обсуждение в конечном итоге может привести к конструктивному решению.

Пример мозгового штурма «от противного»

Студентам предлагается обсудить идею сайта. В случае классического мозгового штурма вы зададите следующий типичный вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы повысить посещаемость нашего сайта?» Но если вы хотите организовать мозговой штурм «от противного», вы спросите: «Что поможет нам отпугнуть посетителей от нашего сайта и сделать так, чтобы они никогда на него больше не заходили?»

Ответом на такой вопрос будут «вредные советы» участников: «Усложнить процесс регистрации», «Заставить заполнять очень подробную личную анкету», «Использовать устаревший дизайн». Результатом такого обсуждения необязательно будут необычные идеи, но в любом случае оно поможет взглянуть на проблему под другим углом.

Как организовать мозговой штурм «от противного»?

Цели и задачи использования технологии
“Аквариум” в процессе обучения:

Применение технологии позволяет решать
следующие задачи:

Обучающие: Способствует актуализации,
закреплению и обобщению полученных знаний,
самостоятельному конструированию новых знаний;

Развивающие: Способствует овладению
культурой ведения дискуссии, умению высказывать
собственные оценочные суждения и
аргументировать свою точку зрения, позволяет
сформировать навыки самооценки и самоанализа
учебной деятельности, создать целостное видение
проблемы;

Воспитательные: Способствует
моделированию собственной системы ценностей и
вариативному проектированию модели своего
поведения, базирующихся на идее
мультиперспективности развития и свободы
выбора.

Распределение по группам.

Проведение занятий по технологии “Аквариум”
обязательно предполагает деление учащихся на
группы, причем таким образом, чтобы в одной
группе оказались дети, не взаимодействующие
между собой во внеучебной деятельности.
Во-первых, необходимо разбить ранее сложившиеся
микрогруппы, связанные дружескими отношениями.
Нежелательно создавать так называемые “группы
соседей”, так как несмотря на быстроту решения
организационного вопроса, данный вариант не
является эффективным вследствие привыкания
учащихся работать в составе постоянной группы,
что резко снижает возможность обучения навыкам
диалогового взаимодействия.

Во-вторых, предпочтительно, чтобы состав групп
был смешанным по половому признаку в целях
развития гендерного сотрудничества. Это
является особенно актуальным в подростковом
возрасте, когда происходит освоение различных
социальных ролей, формирование образа – “Я”.

В-третьих, допустимо и смешение детей различных
психологических типов – экстравертированных и
интравертированных – во имя обучения детей
навыкам сотрудничества с преподавателями
противоположных типов. Однако подобное деление
возможно осуществить только в контакте со
школьной психологической службой.

В-четвёртых, формирование рабочих групп может
происходить путём слияния детей с различными
уровнями обученности, что должно стимулировать
процесс взаимопомощи и взаимоподдержки членов
группы, когда более сильные учащиеся будут
оказывать помощь менее подготовленным,
поскольку ответственность за решения учебной
проблемы ложится на всех участников в равной
степени.

Таким образом, при комплектовании состава
групп учителю не следует идти на поводу у
учащихся, требующих организовать группы “по
желанию”. Возникновение стихийных, спонтанных
“групп соседей” приветствуется при проведении
фрагмента урока по технологии “Аквариум”, но не
при полном цикле её воспроизведения.

Распределение ролей внутри группы.

На этапе подготовки группового решения все
участники выступают в роли сборщиков
информации
из источников для нахождения
фактических сведений, подтверждающих точку
зрения группы. При этом может выделяться один –
два человека, выполняющих функции аналитиков.
Они из массы найденных группой свидетельств
выбирают наиболее существенные для решения
данной проблемы и выстраивают цепочку
доказательств таким образом, чтобы мнение группы
было изложено последовательно, логично и
аргументированно.

Секретарь-таймкипер протоколирует ход
рассуждения в группе, фиксируя все высказанные
тезисы в защиту какой-либо точки зрения.
Одновременно в его функции входит контроль за
распределением времени и с учётом того, чтобы
группа успела подготовить презентацию
коллективного решения.

После завершения обсуждения внутри группы
выбирается учащийся, который будет осуществлять
презентацию мнения данной группы. При этом спикер
может быть выбран по желанию, по жребию, исходя из
просьбы большинства членов группы или по
принуждению.

Внешние роли.

За каждой рабочей группой закрепляется наблюдатель,
не имеющий права вмешиваться в ход группового
обсуждения. Его роль сводится к письменной
фиксации того, как происходит взаимодействие
членов группы на этапе выработки коллективного
решения путём заполнения так называемых Листов
оценки дискуссии (ЛОД). Предполагается, что
наблюдатель должен быть заранее ознакомлен с
заданием, которое будет выполнять его группа – с
формулировкой темы обсуждения, проблемными
вопросами и кругом источников. Таким образом,
наблюдатель будет иметь возможность оценивать
не только организационный аспект по
внутригрупповому взаимодействию, но и знаниевую
составляющую.

Возможен вариант работы, когда наблюдатель
заранее получает информацию о характере работы
группы. В таком случае на этапе обсуждения
наблюдатель заполняет только ЛОД, не
концентрируя внимание на фактической стороне
излагаемого группой материала.

Оценку знаниевого компонента наблюдатель
будет производить на этапе презентации мнения
группы, а также в ходе последующей домашней
работы с отчётом группы и собственными
наблюдениями. После чего наблюдатель оценит
степень личного вклада каждого члена группы в
формирование окончательного варианта, учтёт
степень аргументированности с точки зрения
исторической науки групповое видение учебной
проблемы.

Роль супервайзера выполняет наиболее
подготовленный ученик или на этапе знакомства
класса с технологией “Аквариум” сам учитель.
Супервайзер не может вмешиваться в работу групп
или наблюдателей. Прямое вмешательство
допустимо только в случае возникновения острой
конфликтной ситуации, которую группа не сможет
разрешить самостоятельно, или в случае нарушения
правил работы наблюдателей. Супервайзер имеет
право свободного перемещения по классу на этапе
группового обсуждения и заполняет “Лист оценки
качества работы групп” и “Лист оценки качества
работы наблюдателей”.

На этапе презентации мнения групп супервайзер
должен контролировать и направлять ход
обсуждения. Если в роли супервайзера выступает
ученик, то в таком случае требуется проведение
подготовительной работы с этим учеником. На
подготовительном этапе супервайзер оценивает
исключительно организационные моменты, на этапе
презентации – продемонстрированный группами
уровень знания фактического материала по
проблеме.

На основе собственных наблюдений и
представленных отчётов супервайзер оценивает
работу каждой группы в целом и работу
наблюдателей.

Заполнение Листов оценки качества
ведения дискуссии.

I. Лист оценки дискуссии. (Приложение
1) Заполняется наблюдателем. Состоит из трёх
частей:

– взаимодействие с членами группы;
– участие в обсуждении;
– соблюдение правил ведения дискуссии.

По горизонтали вписываются ФИО членов группы,
по вертикали представлены критерии оценки их
работы.

Деление на части обусловлено соображениями
максимально полного отражения хода обсуждения в
группе с учётом реализации всех принципов
сотрудничества между членами одной команды.

Участнику начисляется определённое количество
баллов за проявление позитивного стиля общения с
партнёрами по группе. Количество баллов
ранжировано и варьируется в зависимости от
сложности выполнения правил технологии. Так,
например, в блоке “Участие в обсуждении” за
поиск доказательств, фактов присваивается по 1
баллу за каждое подтверждающее свидетельство, в
то время как обобщение, формулирование
группового мнения заслуживает трёх баллов,
являясь качественно более высоким уровнем
реализации знаний, умений и навыков.

В блоке по “Соблюдению правил ведения
дискуссии” за привлечение к обсуждению
выставляется один балл; учёт же альтернативной
точки зрения собеседника приносит участнику не
менее двух баллов, поскольку требует
определённой корректировки собственной позиции
с опорой на противоположную позицию. Помощь
собеседнику в формулировании его мнения
представляется более важным свидетельством
наличия внутренней культуры ведения дискуссии,
предполагая даже добровольный отказ от
настаивания на собственном тезисе во имя того,
чтобы дать возможность собеседнику высказаться.

Блок “Взаимодействие с другими членами
группы” позволяет проследить способы решения
познавательного конфликта мнений у учащихся. В
связи с этим максимальное количество (+ 3) баллов
присуждается за умение выходить из конфликта на
компромиссной основе.

В случае демонстрации негативных проявлений во
внутригрупповом обсуждении с участника
снимается определённое количество баллов – от 1
до 3. Отклонение от темы позволяет вычесть 1 балл
так же, как и внесение несущественного замечания,
имеющего косвенное отношение к учебной проблеме.
В том же блоке по “Участию в обсуждении”
монополизация хода дискуссии ведёт к вычитанию
уже двух баллов, поскольку решение должно
исходить от группы, что требует личного участия в
обсуждении. Ребёнок может получить минус 3 балла
за самоустранение от работы, предусматривающее
невнесение личного вклада в решение.

В разделе “Соблюдение правил ведения
дискуссии” подобный отказ от взаимодействия с
конкретным собеседником также влечёт снятие
трёх баллов. Нарушение правил, выражающееся в
критике личностей, а не идей, которые они
высказывают, оценивается в минус 2 балла,
поскольку базируется на оскорблении человека, а
не на критике его взглядов.

В блоке по оценке взаимодействия с членами
группы искажение мысли собеседника приводит к
снятию 2 баллов, так как демонстрирует
недостаточную степень заинтересованности и
умения выслушать собеседника.

По завершении этапов подготовки и презентации
наблюдатель суммирует количество баллов,
выражающий позитивный и негативный стиль
поведения членов группы, что является основой
для составления рейтинга работы участников
группы.

II. Лист оценки качества работы группы. (Приложение 2) Заполняется
супервайзером. Является базой для заполнения
“Сводного рейтинга работы групп”. Представлен в
табличной форме, по горизонтали расположены
порядковые номера рабочих групп, по вертикали –
показатели для оценки качества внутригруппового
взаимодействия. Среди них выделяются:

– распределение ролей. Заполняется на этапе
погружения в проблему, учитывается степень
согласованности действий и принцип
добровольности принятия роли, возможность
подчинения мнению большинства;

– ход обсуждения. Оценивается стиль группового
взаимодействия с точки зрения толерантного
поведения в коллективе, спектр проявления
которого дифференцируется от эмпатии до
игнорирования конкретных представителей;

– способы разрешения конфликта мнений.
Отслеживается линия взаимодействия “один –
большинство” через выявление склонности к
мирному, “демократическому”, урегулированию
путём убеждения или авторитарному стилю,
выражающемуся в подавлении меньшинства;

– принцип выбора выступающего (спикера);

– уровень исторической компетентности.
Фиксируется на этапе заслушивания групповых
презентаций, связан с применением имеющихся
знаний для творческой выработки нового знания,
его “интериоризации”.

III. Лист оценки качества работы наблюдателей.
(Приложение 3) Заполняет
супервайзер. Требует количественной оценки
работы наблюдателей, выражающейся в довольно
широком диапазоне от фиксации излишне высокой
степени выраженности того или иного критерия до
констатации факта его отсутствия.

По вертикали расположены критерии оценки и ФИО
наблюдателей, которые вписываются в колонки с
указанием номера. На этапе подготовки
супервайзер заполняет только колонку
“Вмешательство в ход группового обсуждения”, в
которой фиксируется наблюдений правил
взаимодействия наблюдателя и группы. Все
последующие графы заполняются супервайзером
после представления наблюдателями всех групп
Листов оценивания дискуссии и Сводного рейтинга
работы группы во внеурочное время.

Показатель “корректность высказывания мнений
о работе членов группы” предполагает оценку
степени взвешенности суждений наблюдателя и
выражение своего отношения в вежливой форме с
учётом позитивного настроя. В совокупности с
оценкой “полноты отражения информации о ходе
групповой дискуссии” супервайзер может делать
выводы о степени беспристрастности позиции
наблюдателя и его компетентности в выполнении
своей роли.

Графа “мотивированность оценок, выставленных
членам группы” является своего рода подведением
итогов по работе наблюдателя. Оценивается
супервайзером на основе учёта вышеизложенных
показателей и служит основанием для заполнения
“Сводного рейтинга работы наблюдателей”.

Заполнение Сводных рейтингов работы.

I. Сводный рейтинг работы группы. (Приложение
4) Составляет наблюдатель. Представляет собой
геометрическую фигуру с условными ступенями,
вписанную между осями оценки работы учащихся:

1) по степени активности и кооперации.
Предусматривает оценку деятельности каждого
члена группы в рамках группового взаимодействия.
Выражает реализуемую на практике готовность
проявлять партнёрский стиль поведения.
Оценивается степень выраженности указанных
качеств и навыков: от признания высокого уровня
сформированности до констатации низкой степени
демонстрации их во взаимодействии;

2) шкала отметки, являющаяся количественным
выражением оценки деятельности по первой оси. В
рейтинге заметна корреляция обеих шкал.

В пространство условной геометрической фигуры
вписываются фамилии участников группы в
ранжированном порядке. Необходимо, чтобы были
даны пояснения напротив или рядом с фамилией,
доказательно обосновывающие помещение того или
иного участника на каждую ступень. Иными словами,
требуется провести сравнительный анализ работы
членов группы и выстроить сводный рейтинг их
работы.

II. Сводный рейтинг работы групп. Составляет
супервайзер. Принцип заполнения в целом
соответствует “Сводному рейтингу работы
группы”. Отличие состоит в том, что по первой
шкале оценивается степень успешности
взаимодействия групп для достижения
эффективного решения учебной проблемы по
выработке коллективного группового решения.
Оценка производится на основе отслеживания
“диалогичности” в группах, поиска оптимальных
средств преодоления конфликтных ситуаций
учебного и организационного характера.

III. Сводный рейтинг работы наблюдателей.
Принцип фиксации материала и выстраивания
рейтинга аналогичен вышеописанным. Под степенью
компетентности наблюдателя понимается
знаниевая и организационная сторона в работе по
технологии “Аквариум”.

Организация пространства.

Проведение уроков по технологии “Аквариум”
требует определённой организации пространства в
классе. Поскольку работа проводится на двух
кругах, то схематично посадка детей может
выглядеть следующим образом.

Во внешнем круге находятся члены групп, во
внутреннем – наблюдатели. Центр внутреннего
круга занимает стол супервайзера (См.
Рисунок 1)

Виды “Аквариума”

1. “Мини-аквариум”. Используется как часть
урока, соблюдаются не все этапы проведения. Может
отсутствовать так называемый “нулевой цикл”
работы, сокращён рефлексивный этап и
посткоммуникативный. При этом ведущая роль
принадлежит учителю, который занимается
подбором источниковой базы, формулированием
заданий для групп и темы дискуссии.

Допускается:

а) сокращение времени на каждый из этапов
(подготовительный, презентации, рефлексии);
б) уменьшение либо частичное распределение ролей
внутри группы, т. е. не полный их набор.

“Мини-аквариум” наиболее целесообразно
использовать как форму объяснения нового
материала, форму контроля за знаниями и умениями
учащихся. Для работы по технологии “Аквариум” в
подобном усечённом варианте нет необходимости
устанавливать жёстко фиксированную
периодичность проведения.

2. “Аквариум”. Частота проведения – не реже
1 раза в четверть. В наиболее подготовленном
классе по желанию учителя проводится “нулевой
цикл”. Общим требованием является жёсткий
контроль за соблюдением и распределением
времени на каждый этап.

Характеристика этапов работы представлена
в таблице (приложение 5).

Принципы выставления итоговой оценки.

1) Итоговая оценка каждого учащегося
выставляется учителем и складывается из
нескольких составляющих, что позволяет
максимально снизить степень её субъективности
со стороны учителя:

– оценка, выставленная группой;
– оценка, выставленная наблюдателем;
– оценка, выставленная супервайзером.

2) Каждый учащийся получает 2 оценки:

– за личный вклад в работу группы (оценивается
умение коллективного сотрудничества);
– за знание фактического материала и умение
оперировать сведениями из исторических
источников, продемонстрированные во время
этапов подготовки и обсуждения учебной проблемы.

3) Доверие к ребёнку, признание за ним права на
оценку деятельности других (субъектная позиция
учащихся).

Комментарий к этапу презентации
результатов.

На этапе презентации результатов работы групп
супервайзер (или учитель) заполняет схему
анализа (приложение 7), отмечая в
нужной графе при помощи любого условного значка
тип вопросов и правильность оформления ответов
групп в речи.

Условно по содержанию “проблемные” опросы
подразделены на шесть типов, которые охватывают
основные общеучебные и конкретно предметные
умения и навыки. Подсчет количества ответов и
вопросов определенного типа поможет выявить как
наиболее активную группу, так и специфику каждой
группы в отдельности по предпочтению вопросов
определенного типа.

Немаловажной частью является и грамотность
речи учащихся, соблюдение языковой нормы с
учетом предметной направленности занятий. При
этом под “наличием модернизации событий”
следует понимать способность учащихся избегать
оценок событий прошлого с позиций современности,
избегать употребление терминов, не
соответствующих эпохе, о которой идет речь в
учебном задании.

Интерпретация полученных в ходе анализа данных
позволит определить группу – лидера, обладающую
более высоким уровнем развития умений и навыков
устной речи и критичности мышления.

Классификация типов “Аквариума” (на
примере уроков истории и обществознания):

1. Альтернативный. Изучение возможностей и
оценка вероятности альтернативного пути
развития в какой-либо поворотной точке
исторического развития.
ПРИМЕР: Существовала ли альтернатива
террористическим методам борьбы радикальных
течений общественной мысли последней четверти XIX
века?

2. Проблемный. Дискутируются ключевые
проблемы в исторической науке путём
ознакомления с авторскими концепциями в
историографии проблемы.
ПРИМЕР: Введение опричных порядков Иваном
Грозным было исторически оправдано.

3. Оценочный. Требует высказывания
собственных оценочных суждений по какой-либо
проблеме, характеристике итогов исторического
периода.
ПРИМЕР: “Мне на плечи кидается век-волкодав…”
(Итоги сталинского правления). Пример
организации урока представлен в Приложении 7.

4. “Pro и Contra”. Связаны с обоснованием
какой-либо точки зрения (в защиту или отрицание
тезиса).
ПРИМЕР: Идеи западничества и славянофильства.
Кто прав?

5. Прогностический. Подразумевает
формулирование собственного прогноза развития и
оценки перспектив какой-либо тенденции.
ПРИМЕР: Глобализация в России. Тенденции и
перспективы развития.

6. Проектный. Необходимо представить свой
вариант решения значимой для истории проблемы.
ПРИМЕР: Пути решения политического вопроса в
России в начале XX века.

Входе работы по технологии “Аквариум” учителю
необходимо проводить мониторинг индивидуальной
траектории продвижения учащихся на основе
результатов самоанализа их деятельности и
оценки деятельности, которую им дают сторонние
лица, не являющиеся членами группы (наблюдатель,
супервайзер).

Для этой цели заполняется специальная таблица (Приложение 8). По вертикали в ней
вписываются ФИО учащихся в алфавитном порядке.
По горизонтали располагаются показатели,
динамика которых позволит проследить изменения
в деятельности каждого ребенка с точки зрения
повышения или понижения уровня демонстрируемых
знаний по предмету и уровня взаимодействия
ребенка с другими членами группы.

Итоговая оценка проставляется учителем по
5-балльной системе с учетом вышеперечисленных
показателей. Схема “Индивидуальной траектории
продвижения учащегося” заполняется каждый раз
при работе по технологии “Аквариум” над
какой-либо темой.

Общие замечания.

Технология “Аквариум” направлена
преимущественно на создание условий для
формирования этнической и политической
толерантности у учащихся, на основе которой
могут развиваться другие аспекты терпимого
поведения.

Анализ “Дневников самонаблюдения”
показывает, что ученики постепенно начинают
выстраивать стратегию своего поведения на
уроке-дискуссии в соответствии с теми правилами,
которые были сформулированы и приняты всеми
членами коллектива. Так, если на начальном этапе
применения дискуссионных технологий
присутствует признание внешних источников,
выступающих препятствием на пути успешного
взаимодействия, причем называются конкретные
лица из числа членов микрогруппы, то
впоследствии роль внешнего фактора минимальна.

Первоначально имели место высказывания
учащихся, иллюстрирующие нежелание работать в
микрогруппах определенного состава: “Я надеюсь
не попасть в такую группу, где работают только
три человека, а остальные не говорят своего
мнения”. В последующем подобные негативные
моменты перестают упоминаться, увеличивается
количество ответов, демонстрирующих личностные
намерения в отношении будущих занятий в плане
повышения степени активности своего участия в
работе: “в следующий раз во время работы в группе
я буду более активным”, “буду стараться
проявить максимальное взаимодействие с
остальными членами группы”.

При сопоставлении указанных данных с анализом
самооценки деятельности, можно проследить
тенденцию в экспериментальных группах к попытке
учащихся наиболее адекватно оценивать
собственное поведение по шкале группового
взаимодействия и сотрудничества: практически
отсутствуют варианты, трактующие уровень
собственных знаний и кооперации как максимально
высокий. Следует отметить, что изначально при
составлении вопросника для “Дневника
самонаблюдения” указанная позиция намеренно
носила несколько провоцирующий характер,
поскольку предполагалось, что “максимально
высокий” уровень взаимодействий – это некая
идеальная модель поведения, которая, однако, не
всегда может быть практически реализована. В
“Дневнике самонаблюдения” доминируют
показатели, отражающие реальный уровень
внутригруппового взаимодействия, который может
быть обозначен как “средний”, “выше среднего”,
в редких случаях – “ниже среднего”.

Оценки, выставляемые учащимися, носят довольно
объективный характер. Данный вывод может быть
проиллюстрирован через соотнесение значений в
отметке, выставленных каждым учеником самому
себе, внутригрупповой отметки и отметки
наблюдателя как человека, непосредственно
контактирующего с группой. Прослеживается
четкая тенденция не выставлять заведомо
завышенных или заниженных отметок: например,
если ребенок указывает, что он рассматривает
уровень своих знаний и взаимодействия с группой
как высокий, то данная оценка подтверждается в
ходе группового выставления отметок а также
наблюдателем, который помещает фамилию данного
ученика на листах оценки взаимодействия в графу
“отлично” по знаниевой составляющей и
“высокий” по уровню кооперации.

Дискуссионная технология “Аквариум” может
рассматриваться как эффективный способ
воспитания толерантной личности, поскольку
предусматривает включение учащихся в совместную
коллективную деятельность для формирования
первичных навыков интеракции на основе
конструктивного диалога, отражающего понимание
школьниками конфликтогенных факторов в
межличностном общении и способов их разрешения.

Применение данной технологии на уроках
способствует возникновению у школьников
внутренней мотивации поведения, осознанию
ценности толерантности в качестве организующего
морального императива человеческого общежития
на основе развития аналитических и эмпатических
способностей, коррекции собственных стереотипов
восприятия и поведенческих установок. Указанная
технология создает условия для обеспечения
благоприятного психологического климата в
классе во время дискуссионного обсуждения через
соблюдение принципа открытого диалогового
пространства для каждого из участников процесса
обучения.

Приложение 6

Примерный план подготовки и проведения коллективной дискуссии «Аквариум»

I
э т а п.
Коллективное
целеполагани
е.

Коллективный
выбор и конкретизация темы дискуссии.
Целеполагание.

II
э т а п. Подготовка
к дискуссии
.
Итогом подготовки должен быть сценарий,
включающий себя:

  1. Формулировку
    темы (итог коллективной работы).

  2. Вопросы
    к дискуссии

  3. Задачи,
    стоящие перед участниками(обсуждаются
    и уточняются в ходе подготовки).

  4. Литературу
    по данной теме (предлагается руководителям
    и участникам до проведения и по окончании
    дискуссии).

  5. Правила
    проведения дискуссии.

  6. Обязанности
    руководителя дискуссии (памятка –
    советы ведущему спора – изучается
    руководителем до начала дискуссии).

  7. Приемы
    активизации аудитории (изучается
    руководителем до начала дискуссии).

  8. Определение
    ролевых микрогрупп («специалисты»,
    «логики», «лингвисты», «полемики»,
    «психологи»).

  9. Вводное
    слово (составляется руководителем).

  10. Технические
    средства и оформление.

III
э т а п. Проведение
дискуссии.

  1. Обсуждение
    проблемы.

  2. Решение
    проблемы.

  3. Завершение
    дискуссии.

Ш этап (проведение дискуссии)

1. Обсуждение проблемы.

Чего не должен делать ведущий

Что должен делать ведущий

Методические приемы

1.

Давать изначаль­ную оценку, выд­вигать
собствен­ную точку зрения

Начать дискуссию ввод­ными словами
(коммен­тарий выбранной темы, ее
актуальность, выделе­ние предмета
спора). Хо­рошо ориентироваться в
данном вопросе.

Краткое пояснение, рас­сказ, пример,
демонст­рация.

2.

Выбирать форму без объяснения.

Выбрать форму проведе­ния дискуссии.

«Ролевая игра», «скеп­тики-оптимисты»,
«со­кращенная беседа».

3.

Вывешивать «па­мятку» без
пред­варительного обсуждения,
зна­комства с ней уча­стников.

Напомнить правила спора и соблюдать
их самому.

Применение наглядно­сти (заранее
оформить правила на плакате)

4.

Заранее назначать выступающих,
расписывать вы­ступления,
орга­низовывать «дискуссию».

Предложить каждому вы­сказать свое
мнение, пре­доставить слово желающим.

Разговор по кругу, «Дискуссионные
ка­чели», «Закон о-о», «Банк мнений».

5.

Выходить далеко за рамки темы, забывать
о по­ставленных во­просах.

Содействовать развитию обсуждения.
Стремиться к рассмотрению макси­мума
аспектов данной проблемы, разных точек
зрения (тезис-антитезис).

«Непонимание», «со­мнение», «доведение
до абсурда», «ситуация за­труднения»,
«поиск поля пересечения».

6.

Перебивать, про­тиводействовать
изложению «не­угодной» точки зрения.
Приме­нять незнакомые термины.

Помогать участникам четко сформулировать
мысль. Следить за логи­кой и
грамотностью речи.

«Частичная подмена те­зиса»,
«уточняющие во­просы», «доведение
до абсурда», «промежуточ­ный итог».

7.

Оказывать прямое давление, превра­щать
дискуссию в монолог.

Вовлекать пассивных, держать в поле
зрения каждого.

«Нейтрализация актив­ных», «спец.
задание», «косвенный вопрос».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Упражнение поможет научить делать выводы на основе точки зрения собеседников, покажет, как переосмыслить свои мысли после получения новой информации. Эта стратегия особенно полезна, когда нужно привлечь к беседе весь класс и важно наладить продуктивную коммуникацию среди школьников. Упражнение может стать опорной точкой, подготовительным этапом выполнения более сложной задачи. Это действенный инструмент, который способен научить эффективно дискутировать.

Процесс выполнения

1. Выберите тему разговора

Фактически любая тема подходит для обсуждения. Нет единого совета по выбору материала. С уверенностью можно сказать одно: упражнение позволит учесть различные точки зрения на ту же проблему. Хотите обсудить конфликт? «Аквариум» прекрасно в этом поможет, не важно, исторический, литературный ли конфликт в классе.

2. Подготовьте кабинет

Дискуссия в «аквариуме» требует особого размещения стульев – по кругу. Это и есть импровизированный аквариум, вокруг которого должно быть достаточно места для размещения вокруг остальных участников разговора. Как правило, 6-12 стульев создают оптимальные условия для обсуждения, если учесть, что каждый сможет высказаться. Действуйте по ситуации, в зависимости от количества учеников в классе.

3. Подготовьтесь к обсуждению

Лучше всего, если вы дадите несколько минут на обдумывание вопросов или полученной информации. Это поможет более эффективно построить работу во время выполнения упражнения в течение урока.

4. Обсудите нормы и правила выполнения упражнения

Существует много способов структурирования обсуждения. Например, некоторым учителям импонирует 15-ти минутное обсуждение теми, кто находится в «аквариуме». После чего слушатели и спикеры меняются местами. Но можно дать больше свободы классу.

Какой бы способ вы не выбрали, сформулируйте четкие правила и объясните ученикам алгоритм работы, иначе можно превратить урок в хаос. Чтобы этого избежать, заранее разработайте инструкции для учащихся.

5. Опросы

После обсуждения можете попросить учеников подумать о том, прошла беседа успешно, о чем они узнали. Школьники могут оценить свою работу и вклад одноклассников в развитие дискуссии. Если есть время спросите, как по их мнению в будущем можно улучшить выполнения упражнения. Такой опрос может проводиться в письменной или устной форме.

Вариант выполнения упражнения

Оппозиционный «Аквариум». Это тип группового обсуждения, который используется, когда есть две различные точки зрения, аргументы в одном и том же вопросе. Пока группа, которая отстаивает одну позицию, обсуждает ее в кругу, остальная часть класса выступает в роли слушателей и наблюдателей. Затем группы меняются местами. Такой подход имеет целью сделать все, чтобы группы послушали друг друга и сформулировали вопросы, которые их интересуют в позиции оппонентов. После того как обе позиции озвучены, учащиеся должны переосмыслить свои аргументы, или же продолжить отстаивать собственные убеждения.

Умение продуктивно дискутировать лежит в основе способности критически мыслить. Эти понятия неразделимы, поэтому так важно подобные упражнения привлекать к учебному процессу.

      В образовательной практике используется множество педагогических технологий. Широкое распространение получили технология проектной деятельности, модульная технология,  аудиовизуальные, информационные, личностно-ориентированные, развивающие технологии, технологии проведения учебных дискуссий и многие другие. Основу выбора педагогических технологий  для обучения составляют: индивидуальные особенности и исходный уровень знаний обучающихся; отбор видов деятельности, адекватных целям усвоения и возрастному развитию обучающихся. Оптимально выбранные технологии позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи обучения, а также способствовать развитию  личности учащихся.      

     «Техника аквариума» — одна из форм учебной дискуссии, особый вариант организации коллективного взаимодействия. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержащим противоречия, конфликты, разногласия. Он интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации.

     Цель: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

«Техника аквариума» выглядит следующим образом:

1. Выдвигаем  проблему. Учитель сам предлагает ученикам проблему для обсуждения.

2.Класс делится на группы. Учитель может сам распределить в группы, но я предпочитаю, чтобы это сделали  ученики.

 3.Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя. Этот ученик  будет представлять позицию группы всему классу.

4.Группы обсуждают проблему и определяют общую точку зрения. Время на работу дается небольшое.

5. Представители групп собираются в центре класса. Они высказывают,  и защищают  позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6.Учитель может разрешить представителям  и группам, взять  перерыв для консультаций.

7. Такое обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

8.После обсуждения проводится его критический разбор.

Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями.

Например, я использую «Технику аквариума» на уроках в 9 классе «Свободное падение тел», в 10 классе «Тепловые двигатели».

Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)

Тема: Россия в современном мире.

Автор: Дубинчина Л.Н.(учитель истории и обществознания)

Это занятие разработано по  обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание –познакомиться с посланием президента, что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика, предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

Ожидаемые результаты:

     — повторить такие понятия, как  средний класс, индустриальное и постиндустриальное общество,

     -давать определения понятиям: информационная экономика,    

     «трофейная экономика», «штабная экономика», нанотехнологии.

-понимать роль среднего класса.

-занимать собственную аргументированную позицию по оценке в процессов на экономическое развитие мира в целом

-задуматься о роли человеческого потенциала в экономическом развитии и высказывать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.

— тренировать навыки работы  в группах, умение делать выводы, критически    слушать ,находить в споре компромиссное решение ,консенсус.

Методическое оснащение:

  1) учебник Обществознание. Глобальный мир в 21 веке.  

 2)школьный юридический словарь  А,Ф.Никитина

   3) учебник Обществознание.  (учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений) А.И. Кравченко М.: Русское слово 2008

Оборудование: мультимедиа, учебный материал

        План урока.

1. Альтернативы экономического развития.

2.Дальнейшего развития Российской экономики.

 А)Характерные признаки для российской экономики.

Б)Средний класс. «Угрожает» ли нам появление среднего класса.

В)Интеллектуальная экономика.

3.Необходимость постиндустриальной модернизации. Защита проектов учеников.

Подготовка урока по технике «аквариума». Класс разбивается на несколько групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем что такое нанотехнологии и биотехнологии, интеллектуальная экономика,предложить свой вариант развития страны по пути постиндустриального общества.

Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии.

Состав группы должен включать следующие роли:

Ведущий — организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает в него  всех        участников.

Эрудит — ученик, который является источником информации для всей группы.

Аналитик  – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все гипотезы и предложения, задают каверзные вопросы и предположения участникам  дискуссии,  организуют полемику.

Интегратор- связывает различные моменты содержания дискуссии,

подводит промежуточные и окончательные итоги.

Протоколист -фиксирует все, что относится к решению проблемы, наблюдает за обсуждением, оценивает каждого участника дискуссии.

        Хрономист- следит за временем.

        Все остальные члены участвуют в дискуссии.

Ход занятия:

  1. Мотивация. Вводное слово учителя. Постановка проблемы. Просмотр  видеосюжета.

1.  Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

2. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

Информация  к размышлению .« Недостаточно быть богатым, чтобы быть  счастливым, надо уметь пользоваться богатством»(П.А..Гольбах)

«Радость от богатства заключается не в простом обладании им щедрых

тратах, а в  его разумном применении»(М.Сервантес)

«Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна» (П.А.Сорокин)

Беседа с классом по вопросам:

1.Как данные высказывания могут иллюстрировать экономические задачи, стоящие перед Россией в современном мире?

2.Что сегодня означает для страны выражение «быть богатым»? Относите ли вы Россию к богатым странам? Почему? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу позицию.

2.Целеполагание.

  Ученики сами ставят цели к уроку. Вопросы могут быть и другие. Ответить на вопросы: какие альтернативы экономического развития есть у России? В чем заключается каждая из этих альтернатив?

3.Представление информации.

Информация по теме предоставляется в виде:

а) мини – лекции учителя по вопросу «Альтернативы экономического развития»

В настоящее время Россия находится на стратегическом распутье. С одной стороны ,еще сильна инерция трофейной экономики. С другой стороны, нами освоена роль сырьевой державы-страны, которая обладает огромными запасами невозобновляемых источников энергии. Все это богатство превращает нас одно из ведущих  геокономических   «игроков».

Россия также готовится в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию, однако в стране периодически дает о себе знать тяга к мягким формам непротекционизма. (защита отечественного автопрома) До сих пор продолжаются разговоры о возможности частичного возвращения к мобилизационным схемам управления.  Вместе с тем наряду с эффективным использованием сырьевых и энергетических  ресурсов важную роль может сыграть инновационный вектор развития.

Работа над проектом. Проект дальнейшего развития Российской  экономики.

Разминку под названием «армрестлинг». Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения  тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы.

 Порядок проведения:

  1. Всем встать в пары и взяться за руки.
  2. Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть к своей ноге  руку своего партнера, получает 1балл.
  3.  Для демонстрации можно вызвать кого-то из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.
  4. На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.
  5. После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллов, 30 баллов, более 30. Как правило, лишь некоторые участники смогли набрать большое количество баллов.
  6. Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать. Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не заработали ни одного балла.

Вывод: упражнение показало, как важно думать  об интересе другого, как важно работать вместе для получения желаемого результат.

а) Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать отличительные признаки России от стран юга и от стран высокотехнологического производства. Выяснить есть ли у России выигрышные стороны по сравнению с этими странами Какие из названных признаков вы считаете наиболее характерными и важными в современной России? Почему?

После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.     

б) Работа с документом.

Документ для анализа.

Из работы российского экономиста и социолога Е.Старикова «Угрожает» ли нам появление «среднего класса»?»(1990)

«…Один из признаков « среднего класса» — доход, отличающий его и от бедных, и от богатых, доход, который обеспечивает  достаточно высокий уровень жизни, выражающийся в наличии благоустроенного личного дома или многокомнатной квартиры с о всеми удобствами, легкового автомобили полного набора домашней бытовой техники…

…Достаточный уровень материального благосостояния,  зажиточность- хотя и обязательный, но далеко не единственный признак «среднего класса».Главное же- не сам уровень материального благосостояния ,а способ его достижения. Средние слои достигают высокого качества жизни не захватом ключевых рычагов в сфере бюрократизированного распределения, а высокоэффективной производительной деятельностью. Их отличительная черта- чрезвычайно высокий уровень не только производительной ,но и общей культуры и как результат – высокая инициативность и способность принимать творческие, нестандартные  решения ,высокая адаптивность к быстрой смене технологий, происходящей в условиях новой фазы НТР каждые семь-восемь лет, т.е. способность несколько раз на протяжении жизни переучиваться…»

        Вопросы к документу:

1.Что является главными отличительными признаками «среднего класса»?

2.Как соотносится принадлежность к «среднему классу» с благосостоянием человека?

3.В чем состоит высокоэффективная  производительная  деятельность в современном мире?

4. Влияет ли глобализация на ситуацию с формированием «среднего класса»?

В) Интеллектуальная экономика. Каждой группе предстоит выяснить:

1.Что лежит в основе интеллектуальной  экономики?

2.Каковы  задачи  национальной   инновационной  инициативы  в российской  экономики?

Г)Необходимость  постиндустриальной модернизации . Защита проектов учеников.

Заключительная часть занятия.

Учитель возвращает учащихся к проблемным вопросам озвученных вначале урока, с краткими обобщающими выводами. Тестирование по теме «Россия в современном мире»

1.Вставьте пропущенные слова в следующем определении:

Научно-техническая……………..-коренное……………преобразование производительных сил на основе превращения……………в  ведущий фактор развития общественного………………

2.Верны ли следующие сужденияоб экономическом развитии современной России?

А.В современной экономической системе России присутствуют элементы сырьевой экономики и высокотехнологических экономических моделей.

Б.Современная Россия отходит от стратегии инновационного развития в пользу зональной глобализации.

1) верно только  А

2) верно только  Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

Ответы

  1. Революция.2 качественное 3науки 4развития

2.1

5.Рефлексия.  Вы сейчас в юношеском возрасте. Это время перехода к самостоятельной жизни. Осознавать и научиться владеть своим внутренним миром — значит уметь управлять своими  действиями, поступками. Аналитическая  деятельность, направленная на осмысление своих поступков с состояний называется рефлексией.

Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:

  1. Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
  2. Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
  3. оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

Учитель возвращается к эпиграфу, просит прочитать его. Вопрос: Как вы думаете,  именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?

  1. Домашнее задание: Написать эссе по теме «Быть или не быть постиндустриальной модернизации в России?

Нет ничего более увлекательного, как наблюдать за детьми, которые увлечены спором по теме урока. Их глаза горят, сами они тонко балансируют между активным выслушиванием друг друга и высказыванием собственных мыслей – весь классный кабинет наполняется энергией. Однако подобные ситуации – редкость, очень трудно бывает вовлечь в дискуссию сразу несколько учеников.

Все мы встречали детей, которые прячут глаза в надежде, что на уроке спросят кого-нибудь другого. Знаем мы также и их антагонистов – детей, которые быстро отвечают на любой вопрос, не давая одноклассникам даже задуматься над ним.
Этой зимой я постарался преодолеть эти трудности при помощи нового метода ведения дискуссий «Аквариум». Результаты превзошли все ожидания – даже самые молчаливые дети начали делится своим мнением.

Предлагаю вам краткий курс по внедрению метода «Аквариум» в вашей работе.

Для начала представьте ученикам ряд вопросов, над которым им необходимо будем поразмыслить.

Эти вопросы станут центральными в дискуссии.

Вопросы должны быть максимально широкими и открытыми. Они не должны иметь только один верный ответ, это должны быть вопросы, над которыми можно и нужно спорить. Ответами на эти вопросы не должны быть краткие утверждения. Например, на уроках литературы вопросы должны касаться темы произведения, а не его сюжета.

Если представить вопросы ученикам заранее, то к дискуссии они подойдут более подготовленными.

Разделите класс на группы по пять человек.

Эти группы будут обсуждать перед остальным классом ответы на определенные вопросы, которые мы им дали ранее. Класс наблюдает за ними.

Как комплектовать такие группы? Я смотрю на успехи в учебе и личности учеников: отличников стараюсь ставить вместе с плохо успевающими, а активных учеников ставлю рядом с «молчунами». Так одни тренируются слушать, а другие – выражать свою точку зрения.

Разработайте систему вызова групп для обсуждения.

В одну чащу положите листки бумаги, на которых записаны номера групп и имена участников, в другую – листки с вопросами для дискуссии.

На уроке, когда вы соберетесь устроить дискуссию, вытяните по листку из каждой чаши – перед классом обсуждать вопросы из второй чаши будет группа, чей листок вы вытяните из чаши номер один. Участники группы выходят к доске и обсуждают вопрос между собой перед классом. Остальные ученики только наблюдают за ними – право голоса есть только у группы.

Дайте задание ученикам в классе отмечать у себя основные тезисы каждого участника группы.

Это самый важный момент – так мы сохраняем вовлеченность всего класса в дискуссию.

Я советую ученикам обращать внимание на три вещи в речи их одноклассника: интересно ли его выступление, как глубоко он разбирается в теме, что бы они хотели изменить в его выступлении, с какими тезисами не согласны. После урока можно собрать заметки и оценить, насколько дети были вовлечены в обсуждение темы, несмотря на то, что сегодня у них не было возможности высказаться.

Подведите итоги урока перед классом.

Как показывает мой опыт, ученики, которых не вызвали обсуждать проблему к доске, горят желанием высказаться. Это делает их заметки живыми и интересными.

Сначала зачитайте отрывки из заметок учеников, в которых они хвалят членов выступавшей группы – важно, чтобы каждый её участник получил похвалу. Затем расскажите, что не понравилось в ответах участников группы классу и какие дополнительные вопросы у них возникли. Как правило, здесь и начинается самая настоящая дискуссия, в которую вовлечен весь класс – ведь теперь каждый может высказаться.

Следите за вкладом в дискуссию каждого ученика, чтобы оценить его успехи.

Я использую простую систему: отмечаю участие в дискуссии, активность, глубину комментария по теме, истинность представленной информации. Можно отмечать отдельные элементы метода по пятибалльной шкале: смелость в высказывании идей, логичность высказываний и точки зрения в целом, аргументы в свою пользу.

Обратная связь от учеников была позитивной. «К такой дискуссии я готовился куда дольше, чем к простому уроку», — написал один из учеников. «Вы сказали, что всем придется принять участие в дискуссии, а после выступления первой группы я поняла, что Вы не шутили». Один ученик и вовсе был шокирован участием своих одноклассников: «Я думал, что она и говорить-то не умеет, а она, оказывается, очень умна».

В конце успешной дискуссии по методике «Аквариум» вы познакомитесь с мнением каждого ученика в классе. Если все пройдет хорошо, они все будут чувствовать себя вовлеченными и удовлетворенными, а вы сможете отметить, кто отлично разбирается в теме, а кому может потребоваться дополнительная помощь.


[mailerlite_form form_id=4]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дискуссионная площадка сценарий
  • Диалайн работа на праздники
  • Дискотека сценарий на день независимости
  • Диадема детская на праздник
  • Дискотека на свежем воздухе сценарий