Летопись блокадного ленинграда сценарий

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день 75-годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными,

АНО СОШ «Академическая гимназия»

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Летопись блокадного Ленинграда»

к 75-летию Победы

                                                                      Разработала учитель литературы

                                                      Финаева Людмила Васильевна                                                      

                                          Проведено 27.01.2019г.

Москва

2019г

Сценарий

«Летопись блокадного Ленинграда»

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Привлечь внимание подрастающего поколения к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через материал, который они изучили в рамках сценария.

4. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

Методы:

метод накопления материала: подборка стихотворений, песен авторов по теме общешкольного мероприятия,

нахождение и изучение разных источников по истории Великой Отечественной войны (конкретно о Блокаде Ленинграда),

анализ собранного материала,

подготовка наглядного материала и оформление выставки рисунков.

Метапредметные связи:

«История»

«Литература»

Оборудование: компьютер, презентация, видеофильм о Блокадном Ленинграде, выставка с работами учащихся среднего звена,  свечи во время мероприятия учащиеся держат в руках, метроном.

Во время мероприятия учащиеся выстроились на сцене «углом», держат в руках свечи, по ходу мероприятия на интерактивной доске  показывается презентация с фотографиями из Блокадного Ленинграда. По центру стоит стол, на котором кусочки «блокадного хлеба», алюминиевая кружка, свеча. За стол выходят и садятся исполнители песен: учащиеся 11 класса исполняют песню «В землянке»; учителя исполняют песню «Ленинградки».

Ход мероприятия:

Музыка (учащиеся выходят на сцену, выстраиваются)

Ведущий 1:

Это имя — как гром и как град:

Петербург, 
Петроград,
Ленинград.
 

Ведущий 2:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученица читает стихотворение:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.

Ведущий 1:

        Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

Ведущий 2:

        Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы — более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи  самолетов.

Ведущий 1:

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ведущий 2:

Ленинград! Для всех людей на планете  стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Ведущий 1:

         Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

        Началась БЛОКАДА.

Ведущий 2:  Блокада — самая трагическая страница в истории Ленинграда. В  ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, гОрода не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всЁ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Читает стихотворение ученик 6 класса:

8 сентября, обычный день недели

(8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда)

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

Ведущий 2:

 Из воспоминаний  Людмилы Ивановны Седачевой:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дОма — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

Читает стихотворение ученик 6 класса:

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!

Ведущий 1: В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было  около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Стихотворение читает ученица 5 класса

«По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

                                                                Варвара  Вольтман-Спасская

Ведущий 1:

Из воспоминаний Владимира Сорокина:

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Стихотворение читает ученик 5 класса

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел. 
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет. 
Он даже хлеба не попросит. 
Он тоже знает: хлеба нет. (
С. Алексиевич)

Ведущий 1: Солдаты обороняли город, не могли позволить фашистам его захватить, помнили о семьях, в минуты затишья писали письма.

Мальчики 11 класса  исполняют песню «Тёмная ночь»

Ведущий 2:

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Стихотворение читает ученица 8 класса

Юрий Воронов « Сотый день или о героическом труде»  

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Ведущий 1:

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работало 30 школ. Местом учебы стали бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Читает стихотворение ученица 5 класса

Утро

В комнате – двенадцать человек,

Спим, к печурке сдвинулись поближе.

Если рядом – стужа, холод, снег,

Поселившись вместе – легче выжить.

И с утра, когда метель опять

Штору через щель в окне колышет,

Я, проснувшись перед тем, как встать,

Вслушиваюсь – все ли дышат.

Ю. Воронов

Ведущий 2:

 В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

Ведущий 1:

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

 Читает 10-тиклассник

 «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза, 
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.                 (
О. Берггольц)

Ведущий 2:

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Она сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей и когда читаешь это, цепенеешь…

Стихотворение читает ученица 7 класса

Девять страничек. Страшные строчки

Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!

 (Автор: Илья Малышев)

Ведущий 1:

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Слайд с памятником

Читает ученица 9 класса

«Вы памятник «детям блокады» видали?»

— Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло семь десятилетий, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Песня «Ленинградки» (исполняют учителя)

Читает ученик 8 класса  (в пилотке, форме)

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

(Свечи, метроном включить)

Ведущий 2:

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Читает ученик 5 класса

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –+

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Ведущий 1:

За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание  Город-Герой,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Читает ученик 11 класса

 «Залпы Победы»

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… Толпы… Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… Лица… Выраженье глаз.

Счастье… Радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который+

Выстоял. Сражался. Победил.

(Вера Инбер, 1944 г.)

По центру сцены 11-классник с девочкой из 9 класса  танцуют вальс Победы

Литература:

1. «Сохрани мою печальную историю…». Блокадный дневник Лены Мухиной

2. «Блокадная книга»  Адамович Алесь, Гранин Даниил Александрович

3. «Вот как это было» Юрий Герман.

Ссылки:

https://urok.1sept.ru/статьи/603178/ 

https://infourok.ru/scenariy-vneurochnogo-meropriyatiya-letopis-blokadnogo-leningrada-3808202.html 

http://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/100.html 

Песня «Крейсер «Аврора» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского

Это имя — как гром и как град: Петербург,
Петроград,
Ленинград.

Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный  и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это  блокада города фашистскими захватчиками. В  блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ю. Воронов

Пытал нас враг железом и огнем…
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда!»

Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки  с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Анна Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Аудиозапись. Звук метронома.

Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал  биение сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

В. Азаров

Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое — «живем!»,
Не дремлет город осажденный.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». 

Из воспоминаний жителей  блокадного Ленинграда:


Людмила Ивановна Седачева

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Варвара  Вольтман-Спасская «По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ю. Воронов  «Сотый день или о героическом труде»

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

рис.1

С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250  граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.

Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:


Юлия Владиславовна Полховская

Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Зоя Смирнова-Торопова

…Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Владимир Сорокин

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Ю. Воронов

Дома – без света м тепала,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой —
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.

Не только взрослые, но и дети мужественно переносили все лишения.

С. Алексиевич

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

рис.2

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

О. Берггольц «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно  вывозили  раненых, больных,  детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.     

рис.3

Вадим Егоров. Песня «Детский сад»

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. 

рис.4

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

И. Малышев

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»


Ученик 3 класса Павел Филиппов

Сегодня к нам на мероприятие пришла моя бабушка Филиппова Людмила Алексеевна. Уже прошло много лет после блокады, но она до сих пор не может без слез вспоминать это время и об этом говорить. Поэтому я прочитаю ее воспоминания.

рис.5

«Когда началась война, мне было 5 лет. Мы жили в Ленинграде. Получилось так, что мы не смогли выехать из города. С каждым днем становилось все голодней. Но вначале мама доставала какую-то пищу, в основном, картофельные очистки. То, что котлеты из них были очень вкусные, это я хорошо помню. Но, к несчастью, мама простудилась и слегла.  В квартире было холодно, и мы жили у нашей соседки тети Лели в самой маленькой комнате, жгли мебель и все, что могли. Мама лежала, сын тети Лели тоже, а вскоре и сама соседка  не смогла ходить — ноги опухли. Известно, чем бы все окончилось, но в это время отцу удалось вырваться с фронта, и он смог  вывезти  нас из Ленинграда. Но по дороге  мама потеряла сознание,  и  ее  отправили в больницу. Маму уже не смогли спасти. Так я в шестилетнем возрасте осиротела.

Прошла уже целая жизнь с того времени, но о блокаде  я без слез никогда не вспоминаю. Упаси господь все население нашей планеты от такой беды. Пусть наши дети никогда не услышат звук канонады».

Посмотри на фотографию. Это он — живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда.  Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было.

рис.6

Ольга Берггольц

О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба —
Он почти не весит на руке…
      Таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

рис.7

Песня «Наш город» муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова

ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», г. Альметьевск

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

«Летопись блокадного Ленинграда»

Методический материал:сценарий мероприятия

Сафина З.М., 

преподаватель истории и обществознания,

категория: Высшая

Сарманаев Р.К.

преподаватель социально-экономических дисциплин,

категория: Первая

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Обратить внимание нашего молодого поколения к истории Родины.

2. Обучение чувствасознательности, патриотизма, сопричастности к великим событиям нашей Родины.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через материал, который они изучили в рамках сценария.

4. Воспитывать в подрастающем поколении уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

Методы:

— метод накопления материала: подборка стихотворений, песен авторов по теме мероприятия;

— поиск и изучение с разных источников истории Великой Отечественной нашей войны (конкретно о метод Блокаде концу Ленинграда);

— авторов анализ всегоисторически собранного назначением материала;

— Воспитывать подготовка набирали наглядного воинов материала (плакаты, связанные с темой:изучили стал блокада Воспитывать Ленинграда).

Метапредметные связи:«История», «Литература».

Оборудование: компьютер, презентация, киноэпопея «Великая Отечественная война»      («Неизвестная война»)  серия 3 «Блокада Ленинграда», выставка  плакатом на тему «Блокада Ленинграда», метроном.

Ход мероприятия

Звучит фоновая музыка («Священная война», кадры бомбежек, кадры, начала войны)

Ведущий1:

Вам, героическим защитникам Ленинграда,

Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

Вам, участникам прорыва и снятия блокады Города-героя,

Всем павшим смертью храбрыхи ныне живущим … ПОСВЯЩАЕТСЯ…

(кадр их киноэпопеи «Великая Отечественная война» серия 3, сюжет на 2 минуты о начале блокады)

Ведущий 1:

Фашисты оповещали, что столица (Москва) – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не сможет жить без души, так и держава растеряет собственный военный дух, когда лишится Ленинграда. Из-за этого один из ключевых ударов они сориентировали на Ленинград с назначением стереть его с лица земли.

Ведущий 2:

Для осуществления этого варварского замысла,командования Гитлера бросило к городу огромные силы. Более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи самолетов.

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители славного города, мужественно обороняли свой город.

Ведущий 1:

Ленинград! Для всех людей на планете стал символом мужества, стойкости, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа в русском народе.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

Началась БЛОКАДА.

Ведущий 2:

Блокада — самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ведущий 3: (звучит фоновая музыка)

Из воспоминаний: СедачевойЛюдмилы Ивановны:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

Ведущий 4:

В конце ноября 41 года,а особенно в ночь на 31 декабря этого же года, ударили морозы,было около 52 градусов ниже нуля. Замерзли все водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду…(на экране слайды).

Ведущий 1: (на экране слайд и фоновая музыка)

1941 год . 28 декабря, воскресенье.

Одиннадцатилетняя мурманская девочка Наташа Савичева исделала в этот день первую запись в своем дневничке. Многие знают горестную историю одиннадцатилетней ленинградской старшеклассницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, поселявшиеся на 2-ой линии Купчиного острова в особняке № 13? Женя, старшая сестра Гали, работала в конструкторско-технологическом бюро на Петроградском машиностроительном цехе. Лека, то есть Аркадий, брат Ани, работал строгальщиком на металлургическом заводе. Дядька Вася и дядька Леша, братья Таниного отчима, работали в букинистическом магазине. Мачеха Тани Анна Игнатьевна и прабабушка Евдокия Павловна домовничали. Большая дружная семейка Савичевых умерла на Васильевском атолле. Блокада потеряла у девочки близких и сделала сироткой. В те же дни Галя сделала в блокнотный книжке 9 непродолжительных трагических аудиозаписей.

● «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»

● «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»

● «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»

● «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»

● «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»

● «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»

● «Савичевы умерли»

● «Умерли все»

● «Осталась одна Таня»

Включить фоновую музыку и стихотворение Тимура Даутова, студента группы ЭКС-211б

Ведущий 2.

Даже в этих ужасных условиях дети учились. В осажденном городе 30 школ. Бомбоубежища жилых домов стали местами учебы. В комнатах, где проходили занятия, было так холодно, что чернила замерзали. Ученики сидели в пальто, шапках и перчатках. Их руки замерзли, и мел проскользнул сквозь худенькие пальцы (слайд на экране).

Девчонка руки протянула,

И – головой на край стола…

Сначала думали – уснула,

А, оказалось, – умерла.

Ее ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…

Никто не произнес ни слова.

Лишь тихо, сквозь метели стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья, после похорон.

Ведущий 3:

В городе выходили передовицы, издавались книжицы, по радио слышались музыка и драматургия, выступали романисты, ученые, гос.деятели культуры. В осаждённом холодном Таллине, на голодном сухпайке, Дмитрий Чайковский создал богоподобную Седьмую ораторию, назвав ее Калининградской. 9 августа 1942 года Большой Зал Ленинградской оперетты не вместил всех хотящих послушать это великое произведенье.

Как потом рассказывали, немцы озверели, когда это услышали. Они-то посчитали, что город мёртвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской») 3 минуты сюжета из киноэпопеи.

Ведущий 4:

Город не просто выживал, но он давал фронтубронетранспортёры и самолеты. Экономикагорода за 900 беспримерныхднейдавалафронтунаиболее 2000 танков, 1500 лайнеров, 150 тяжелых орудий, 12000 пулемётов и пулеметов, 10 полумиллионовснарядов и секунд.

На заводы и мануфактурыпришлипацанята и девчонки, принудительновыпущенные из торгово-ремесленныхучилищ. Многие из них ставали на подставки, чтобы нашаритьрычаги своих верстаков.

СтранаподсоблялаЛенинграду в его доблестнойборьбе. С БывшейЗемли в осаждённыйгород с неимовернымитрудностямипривозилипродукты и сырьё. ОставаласьизвилистаяполоскажидкостиЛадожскоговодохранилища. Но позднейзимойЛадога замерзла и эта единственнаяниточка, вядшаягород со республикой оборвалась (включаютслайды)

Ведущий 1:

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную отличную дорогу. От неё зависело спасительное вызволение жителей города, снабжение фронта всем нужным. 22 последнего осеннего месяца 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли 1-ые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру постоянно передвигались в движении автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю прочь увозили деток, покалеченных и просто истощенных соотечественников.

Кадры из киноэпопеи – 2 минуты (о « дороге жизни»)

Музыкальный номер, исполняется песня «Ленинградцы»

Ведущий 2:

Для обывателей пришло крайне трудное время, была зима, есть было нечего.

Хлеб в блокадном Ленинграде выдавали по карточкам — по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. В случае если вдруг карточку утратишь, то и совсем останешься голодным. Кроме хлеба более ничего не было (идут слайды).

Ведущий 3:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Вот так говорили про блокадный хлеб.

(На тарелке показывает  кусок хлеба.)

Ведущий 1:

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили распоряжение — прорвать блокаду!

18 января 1943 года неприятельское кольцо было прорвано. Но конечное избавление наступило лишь через год.

14 января 1944 социалистические войска перешли в наступление. Навечно вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По информационным сведениям военных историков, тут в процессе боев погибло больше 360 тыщ. человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прозвучали 24 залпа парадного салюта (сюжет из киноэпопеи – салют) 

Ведущий 2:

За мужество и героизм, проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Ленинград! Для всех людей на планете стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Ведущий1:

Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

(Звучит Ленинградский метроном.)

Спасибо!

Читает студент

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… Толпы… Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… Лица… Выраженье глаз.

Счастье… Радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который+

Выстоял. Сражался. Победил.(кадры из киноэпопеи)

Вывод:сегодня мы вспомнили одни из самых трагических страниц Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.) – блокаду Ленинграда. Ни одними словами невозможно передать то, через какие испытания прошли жители города – бомбежки, холод, голод. Но от мала до велика выстояли, выдержали и победили.

Поистине Великий народ.

Литература:

1. «Блокадная книга»  Адамович Алесь, Гранин Даниил Александрович.

2. «Великая Отечественная война» («Неизвестная война») киноэпопея, серия 3, «Блокада Ленинграда».

3. «Вот как это было»Юрий Герман.

4. «Сохрани мою печальную историю…». Блокадный дневник Лены Мухиной.

Ссылки:

https://urok.1sept.ru/статьи/603178/

https://infourok.ru/scenariy-vneurochnogo-meropriyatiya-letopis-blokadnogo-leningrada-3808202.html

http://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/100.html

Сценарий, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда

Ведущий 1:Прошло уже более 75 лет с того грозного 1941 года, когда ранним утром 22 июня фашистские полчища вероломно напали на нашу Родину. В январе 2019года будет отмечаться 75-летие со дня снятия блокады Ленинграда. Всем героическим защитникам Ленинграда, всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города, всем пережившим страшную 900-дневную блокаду, всем ныне живущим и павшим смертью храбрых. Посвящается.

(слайд №2)

Ведущий 2: Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

(слайд № 3)

Ведущий 1: На границе родимой земли

Вихревые сирены завыли,

Встали мертвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли.

Ведущий 2:Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

Ленинград — один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, лились звуки музыки Глинки и Бородина.Богат Ленинград и революционными традициями.

Ведущий 1: Взятие Ленинграда представляло огромное значение для Гитлера. Он считал, что захватив Ленинград, Советский Союз будет непременно уничтожен. В сентябре 1941 года начались бои у стен города. В короткий срок Ленинград превратился в неприступную крепость.

Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Отдан приказ блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

(слайд №5)

Ведущий 2:Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорный город. Началась блокада.

Видео про голод без звукае

Ведущий 1: Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять,

Отнять Ленинград у России,

И в плен ленинградцев забрать.

Ведущий 2: Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлебку из ремня,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал у станка –

Как падает солдат в сраженье.

Ведущий 1: А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

Ведущий 2:В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.

(Слайд 6)

С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. — рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. — рабочим, 150 гр. -остальным. Через неделю: 250 гр. — рабочим, 125 — остальным (самая низкая норма).

Ведущий 1: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки.

(слайд №7 «Дневник Тани Савичевой»)

Выходит София Феодор, читает дневник

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»)

Ведущий 2:

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что только в него тогда не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что резал десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Ведущий 1:Через несколько дней Таню взяли в детский дом. Потом эвакуировали. 1 июля 1944 года Таня тоже умерла…

(слайд №8)

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить!

(слайд №9)

Ведущий 2: Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим.

(слайд №10)

Есть передышка – мы передохнем,

Нет передышки – снова будем драться

За город, пожираемый огнем…

Ведущий 1:За милый мир, за все, что было в нем,

За милый мир, за все, что будет в нем,

За город наш, испытанный огнем,

За право называться (все) ЛЕНИНГРАДЦЕМ!(уходят оба)

(слайд 11 — звезды)

(слайд №12)

Ведущий 2: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

(слайд №13)

Ведущий 1: Девочка руки протянула, уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не проронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон…

Ведущий 2: Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»

Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысячминометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

(слайд №16)

Ведущий 1: Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

(слайд №17)

Ведущий 2:В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады.Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

(слайд №18)

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ведущий 1: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

«Дорогой жизни» многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Ведущий 2: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу — водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях:в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ведущий 1: О, да, иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины,

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

(слайд № 19)

Ведущий 2: И было все на том году

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

(слайд №20)

Ведущий 1: Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны?

Он спасет 16000 ленинградцев.

И вот в бензине руки он смочил,

Поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Ведущий 2: Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб,

Пригонит к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ведущий 1: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

(слайд №21)

Ведущий 2:Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков.

Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года — через год.

Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло.

(слайд №22)

Ведущий 1:Операция Ленинградского и Волховского фронтов продемонстрировалавозросшее военное искусство Красной Армии и ее командования. Впервые вистории современных войн здесь был осуществлен разгром противника,блокировавшего длительное время крупнейший город, ударом извне всочетании с мощным ударом из осажденного города. Наступление, проведенное потакому плану, было Ставкой всесторонне умело подготовлено и успешнозавершено.

(слайд №23)

Ведущий 2:

За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек.

При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов.

Такова была цена нашей победы…

(Слайд № 24)

Ведущий 1:

900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девятьдетей.

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

(слайд №25)

Ведущий 2: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ведущий 1Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

(слайд №26)

Ведущий 2: Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах…

(слайд №27 «Пискаревское кладбище»)

Ведущий 1:Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Ведущий 2:Ленинградец душой и родом,

Болен я сорок первым годом.

Пискаревка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет…

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!

(метроном, минута молчания)

Ведущий 1: Опять война, опять блокада,-

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!

Несмотря на пережитые страдания, наша Россия жива, русский дух не сломлен!

14

Внеклассное мероприятие по истории.

Об этом надо помнить …

Блокада Ленинграда.

8 сентября 1941 – 27 января 1944гг.

Подготовила

учитель общественных дисциплин Летушова О. М.

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1454591833.ppt (Блокада Ленинграда)

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1454591954.mp3 (музыка)

Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454591980.mp3 (музыка метроном)

Здесь будет файл: /data/edu/files/k1454592006.mp3 (музыка)

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1454592027.mp3 (музыка)

Сценарий.

Блокада Ленинграда 

8 сентября 1941 – 27 января 1944г.

1.Презентация. 2.Литмонтаж.

Слайд №2. Блокада Ленинграда 8 сентября – 27 января 1944г .

Звучит песня «Священная война»                                                                                                        

1 чтец

Стих. Ю. Воронова

По заросли травой окопы.

По заросли травой окопы:

Стирает время их с земли.

По странам нынешней Европы

Стучат все реже костыли.

Не рвутся бомбы на дорогах,

Не знают мин её моря.

Но беспокойство и тревога

В нас разрастаются не зря.

Все так же крутится планета,

И звёздный купол не погас.

Но остроносые ракеты

Уже нацелены на нас.

И речи кой-кому сегодня

Диктует атом и напалм

И в Кёльне школьники не помнят,

Планете требуются курсы,

Чтобы помочь понять иным,

Чем были б без Москвы и Курска

Сегодня Лондон или Рим.

Что стало бы с Европой ныне,

И шар земной каким бы был

Без Ленинграда и Хатыни,

Без нашей боли и могил…

Мы на земле творим и пашем,

Но не покоем век объят.

И голоса живых и павших

Гремят о мире,

Как набат!

Кто на кого тогда напал.

Слайд №3 900 дней блокады Ленинграда

Почтим павших в годы Великой Отечественно войны

минутой молчания.

2 чтец

Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941 года, когда сильный и коварный враг приближался к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей.

В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налеты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб.

Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия повела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города. К тому же из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия. В ноябре 1941 года рабочие получали по 250г хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125г. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. В осажденном вымирающем городе композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Город жил и боролся.

Однако враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами, оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл страны женщин и детей, раненых воинов.

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

3 чтец. Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она,

Как сила, нам нужна…

4 чтец.

Блокады нет…

Уже давно напрасно

Напоминает надписью стена

О том,

Что «наиболее опасна

При артобстреле эта сторона».

Обстрел

Покоя больше не нарушит,

Сирены

По ночам не голосят…

Блокады нет.

Но след блокадный

В душах –

Как тот

Неразорвавшийся снаряд.

Он может никогда не разорваться.

О нём на время

Можно позабыть.

Но он в тебе.

И нет для ленинградцев

Сапёров,

Чтоб снаряд тот

Разрядить.

5 чтец Слайды 4-5.

До сих пор в начале Невского проспекта на доме №14 видна четкая надпись – белым по синему:

ГРАЖДАНЕ!

                                                      ПРИ АРТОБСТРЕЛЕ

ЭТА СТОРОНА УЛИЦЫ

НАИБОЛЕЕ ОПАСНА

Такие надписи были на многих домах. Когда сняли блокаду, их уничтожили. А эту оставили. Как память.

Обстрелы и бомбежки Ленинграда продолжались часами. В городе вспыхивали пожары. Зажигательные бомбы научились тушить все, даже маленькие дети. Когда семилетнего Витю Тихонова спросили, как он так ловко управился с «зажигалкой», он ответил:

«Я бомбу за хвост – и её в песок, в песок».

Фашистским летчикам достаточно было полторы-две минуты, чтобы со своих аэродромов долететь до Ленинграда. Гитлеровские сверхмощные дальнобойные орудия стояли под Ленинградом: на Дудергофских высотах, на Вороньей горе, в Пушкине, Стрельне, Лигове. С Вороньей горы – самой высокой точки нашей области – фашисты направляли артиллерийский огонь.

Когда советские воины взяли штурмом Воронью гору, они увидели обломки гигантских орудий, их стволы и лафеты. Это были остатки тех пушек, которые фашисты перебросили сюда с берегов Черного моря. О них можно судить по знаменитой «Доре». Ствол её достигал в длину почти тридцать метров. Высота лафета была с трехэтажный дом. Из подобных чудовищ и обстреливали Ленинград.

Возле развороченных пушек нашли и планы города с помеченными на них целями для обстрела. Больница Эрисмана – объект № 69, Дворец пионеров — №192, Гостиный двор — №295, Институт охраны материнства и младенчества — №708, школа в Бабурином переулке — №736 и так далее.

В музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Метроном – прибор, у которого внутри часовой механизм, а снаружи маятник. Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

Звучит звук метронома.

Слайд 6-8. «Дорога жизни» 

6 чтец «Дорога жизни»

Днём и ночью Дорогой жизни, по льду Ладожского озера шли и шли машины. Они везли в Ленинград с Большой земли хлеб, сахар, лекарства, боеприпасы.

В эти дни вся родная страна была вместе с Ленинградом

Они

Лежали на снегу

Недалеко от города

Они везли сюда муку

И умерли от голода.

7 чтец Сотый день

Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград.

Бейся, сердце!

Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал.

Как потом оказалось,

Впереди

Оставалось еще восемьсот.

8 чтец Февраль

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется!

В ночи

Ни люди, ни дома

Не знают,

Кто из них проснется.

И поутру,

Когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче,

Чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх.

Но он же

Убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире

Братские могилы.

И зря

Порою говорят:

«Не все снаряды убивают…»

Когда мишенью – Ленинград.

Я знаю –

Мимо не бывает.

Ведь, даже падая в Неву,

Снаряды, — в нас,

Чтоб нас ломало.

Вчера там

Каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Но лев молчит,

Молчат дома,

А нам –

По-прежнему бороться,

Чтоб жить и не сойти с ума…

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется.

Слайд 9. Звучит Седьмая симфония Дмитрия Шостоковича.

9 чтец

5 марта 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии Д.Д. Шостоковича. Прозвучала она далеко от берегов Невы – Куйбышеве, но создавалась симфония в Ленинграде, создавалась по свист и разрывы вражеских бомб и снарядов. Из зала Куйбышевского Дворца симфония транслировалась на всю страну. Шостакович произнес перед микрофоном вступительное слово: «Нет более благородных и возвышенных задач, чем те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма. И когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы».

9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал К.И. Элиасберг.

Своеобразным вступлением к симфонии, создававшейся в осажденном Ленинграде и проникнутой верой в победу над фашизмом, явились раскаты батарей нашей дальнобойной артиллерии. Это не было случайным совпадением. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л.А. Говоров приказал огнём батарей 42-й армии предупредить вражеский обстрел, который мог прервать исполнение. Операция называлась «Шквал»

Впрочем, не только в подавлении огня фашистских батарей проявилась забота военных об успехе концерта. В оркестр радиокомитета были включены военные музыканты, специально откомандированные из частей для участия в исполнении Седьмой симфонии.

10 чтец слайды 10-13 Вода

Опять налёт,

Опять сирены взвыли.

Опять зенитки начали греметь.

И ангел

С Петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь.

Но неподвижна очередь людская

У проруби,

Дымящейся во льду.

Там люди

Воду медленно таскают

У вражеских пилотов на виду.

Не думайте, что лезут зря под пули

Остались –

Просто силы берегут.

Наполненные ведра и кастрюли

Привязаны к саням,

Но люди ждут.

Ведь прежде чем по ровному пойдем

Нам нужно вверх

По берегу подняться.

Он страшен,

Этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь –

Шагов пятнадцать.

Споткнешься,

И без помощи не встать,

И от саней –

Вода

Дорожкой слезной…

Чтоб воду по пути не расплескать,

Мы молча ждем,

Пока она замерзнет…

Чтец 11 Похороны

Тяжело,

Потому что нами

Занялись и мороз и вьюга.

Потому что земля как камень.

Потому что хороним друга.

Мы хороним тебя без гроба,

Без цветов, без речей, без плача.

И не скажем ни слова, чтобы

Оправдаться.

Нельзя иначе.

Нам,

Тебя пережившим людям,

Ты обязан простить все это.

Если ж вдруг

Мы тебя забудем,

Вот тогда нам прощенья нету.

Чтец 12 Дети блокадного Ленинграда: 72 года спустя

Многих ленинградцев удалось эвакуировать из города, в основном по льду Ладожского озера – по знаменитой «Дороге жизни». Но многие остались, и в осажденном городе умирали от голода и холода – точного количества погибших до сих пор никто не знает. А те, кто выжил, так и хранили всю жизнь память о тех страшных событиях. Но с каждым годом блокадников становится все меньше и меньше.

Лилия Николаевна Пруслина родилась в 1937 году, блокаду пережила в возрасте от 4 до 7 лет, но очень многое запомнила. После войны стала врачом, 37 лет руководила службами детской скорой помощи в разных районах Ленинграда. В 1998 году стала лауреатом премии петербургского благотворительного общества «Золотой пеликан» как лучший врач Петербурга. Сейчас ей 71 год.

Лилия Пруслина считает, что в страшные годы блокады люди были добрее друг к другу, чем сейчас.

Вспоминает Лилия Пруслина: Блокаду я пережила вместе с дедушкой и бабушкой. Отец мой командовал батальоном и погиб на фронте. Мама вместе с моей младшей сестренкой уехала в Ташкент, где и пережила всю войну. Она хотела и меня с собой забрать. Но бабушка испугалась, что в дальней дороге будет тяжело маленьким детям, и предложила кого-нибудь оставить в Ленинграде. Оставили меня. Никто же не думал, что блокада так затянется.

Поверьте, это был кошмар, это был ад! Самое страшное и трудное – это голод, когда все время хотелось есть. Настолько все это было тяжело, что я – маленький ребенок – понимала, что дедушка и бабушка специально не доедали даже те крошки, которые они получали, и отдавали детям.

Жили мы на Петроградской стороне. Помню, как мы с бабушкой ходили за водой на Неву. Воду черпали ковшиками из ледяной проруби, в которую иногда падали люди, истощенные то голода и холода. Это мне как-то особенно запомнилось. И эту воду мы потом везли на саночках. А в 42-м году были жуткие морозы. И вот пока довезешь до дому, вся вода замерзла.

Помню много трупов, которые валялись на улицах города, в подворотнях, во дворах. И совершенно не было тогда в Ленинграде животных – ни собак, ни кошек.Помню, как с бабушкой мы ходили на рынок и покупали охапку дров, чтобы топить печку «буржуйку». И все равно дома было жутко холодно.

Бабушка с дедушкой были простого происхождения, и каких-то особых драгоценностей у них не было. Но все, что было из скромных драгоценностей, менялось на хлеб и мыло. И главное – мыло, чтобы дети всегда были чистыми. Я уже потом поняла, что, наверное, самое главное в блокадном Ленинграде – это было спасение детей. Заболевших детей старались поместить в больницу. Там хоть как-то подкармливали.

Однажды и я попала в больницу на два месяца под самый новый год. И хорошо помню новогодний подарок, где был один мандарин, один грецкий орех, ну, из тех, что присылали «Дорогой жизни» через Ладожское озеро. Ещё в подарке был какой-то толстый коржик. Одевали нас в больнице в матросские костюмчики.

Дети тогда очень быстро повзрослели. Например, в семь лет я уже одна ездила на трамвае за молоком. Мне повезло, моя бабушка выжила. А многие дети теряли своих родителей и их собирали в приюты. Как мне потом рассказывали, эти дети в приютах прижимались друг к другу, чтобы сохранить тепло, и молчали, чтобы не терять энергию.

Нам очень помогло, что мой дед был хорошим портным и шил мундиры для морских офицеров. И эти моряки из Кронштадта иногда привозили посылки для нас – немного еды и спирта. Может это и помогло нам выжить. Вообще осталось такое ощущение, что люди были добрее, жалели друг друга и помогали по возможности. И это, наверное, и помогало всем пережить трудности.

Запомнилась смерть дедушки – в октябре 42-го, когда был самый голод. Примерно, за месяц до этого он отказался от еды, чтобы его порция доставалась бабушке и детям.

К бомбежкам очень скоро все привыкли. Одна бомба попала и в наш дом. Но к счастью нам повезло, наша часть дома осталась целой. Мы жили на первом этаже и почему-то не уходили в бомбоубежище. Наоборот, все соседи шли в нашу квартиру и сидели, прижавшись друг к другу – казалось, что это спасет от бомбежки.

Блокадная жизнь – это, конечно, очень тяжелый урок, но все это помогло мне потом в дальнейшей жизни.

Очень хорошо об этом недавно сказал известный актер Иван Краско: ленинградца можно сразу отличить, неважно блокадник он или нет, — он коренной ленинградец – он никогда не бросит фантик мимо урны, никогда не хамит, никогда не будет лезть без очереди.

Чтец 13

Ленинградки

Что тяжелее тех минут,

Когда под вьюгой одичалой

Они на кладбище везут

Детей, зашитых в одеяла.

Когда ночами снится сон,

Что муж – навстречу, по перрону…

А на пороге – почтальон

И не с письмом, а с похоронной.

Когда не можешь есть и спать

И кажется, что жить не надо…

Но ты жива. И ты опять

Идешь на помощь Ленинграду.

Идешь, сжимая кулаки,

Сухие губы стиснув плотно.

Идешь. И через грудь – платки:

Крест-накрест, лентой пулемётной.

Чтец 14

В школе

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон

Чтец 15

Слайды 14-15.  Савичева Таня. Дневник

28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своём дневнике:

“Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941г.”

Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из несколько строк:

“Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.

Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все”

Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме №ё13?

Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Чтец 16 Таня Савичева

(из поэмы “Дневник и сердце”)

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, —

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове – емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе…

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда…

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена! Сергей Смирнов

Слайды 16-19 Памятники защитникам Ленинграда.

Звучит песня (тихо) «Слушай Ленинград»

Чтец 17 27 января 1944 года

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лето праздники stardew valley
  • Лето господне праздники читать
  • Лето господне праздники рождество
  • Лето господне описание праздников
  • Лето господне анализ главы праздники