Лига чей праздник

Древний латышский праздник Лиго, смысл которого заключается в чествовании бога плодородия Яниса, традиционно отмечают в ночь с 23 на 24 июня. Лиго – это целая философия с системой сакральных ритуалов, которые, увы, почти утрачены. В Янов день соб...

Лиго (Янов день) в Латвии Ритуальное угощение — это тминный Янов сыр и ячменное пиво (Фото: kazoka, Shutterstock)

Древний латышский праздник Лиго, смысл которого заключается в чествовании бога плодородия Яниса, традиционно отмечают в ночь с 23 на 24 июня. Лиго – это целая философия с системой сакральных ритуалов, которые, увы, почти утрачены.

В Янов день собирают травы, считалось, что в этот день вся растительность обретала лечебные свойства, плетут венки из дубовых листьев и украшают ими себя, животных, свой дом. В первую очередь, это именины Янисов, Ян и Лиг (Лига – женское имя). Если в компании нет ни одного с подобным именем, его «назначают», и он становится центром внимания. Праздник Лиго делится на три декады:

Встреча (зазывание/призывание) Лиго,

Приходите, приходите
Вместе с нами лиговать,
Не придете к нам на Лиго –
Мы к вам вовсе не пойдем.

Пособите влезть на камень,
я певичка – невеличка, —
Пусть летит мой голосочек
чтобы слышали сестрички.

собственно празднование Лиго

Раз в году приходит Янис,
Своих деток навестить:
Что едят, чем запивают,
Что на поле высевают;

Вы собирайтесь, дети Яна,
На высоком на холме,
Чтоб слыхали наши песни
В самом дальнем уголке.

и проводы Лиго, которые длятся до дня Петериса 29 июня.

На холмах по древнему обычаю жгли костры, символизирующие победу солнца. Вокруг костров пели и танцевали. В танцы вкладывали магический смысл — они должны были способствовать плодородию полей и домашних животных. Был и другой смысл, любовный. Влюбленные пары, держась за руки, прыгали через костры, чтобы проверить силу своей любви. Считалось, если в прыжке пара расцепляла руки, их отношения будут не долгими. Ближе к ночи они шли к реке и девушки пускали свои венки. Та, чей венок не погрузился в воду, станет осенью невестой.

В полночь молодежь уходит в лес искать цветущий папоротник, символ счастья. Только тогда можно прочувствовать всё волшебство и таинственность самой короткой ночи в году.

Ритуальное угощение — это тминный Янов сыр и ячменное пиво. И не дай Бог вам отказаться от кружечки, добродушно налитой хозяином! Обиды не миновать. Впрочем, со временем в праздничное латышское меню вошли изменения — теперь популярен и шашлык.

В Латвии эти дни являются официальными выходными и одними из самых ярких праздников, отмечаемых республикой.

Лиго – один и самых ярких праздников Латвии, который также называют Яновым днём. Во многом его традиции напоминают славянский День Ивана Купалы, что неудивительно – Лиго отмечают с 23 на 24 июня, что как раз соответствует этому празднику. 

Однако интерпретация Янова дня у латышей довольно своеобразная. Лиго в народе называют “Днём пива и шашлыка”. Какая же история этого праздника? Что за поверья и традиции с давних времён связаны с ним? Давайте совершим виртуальное путешествие в Латвию и узнаем больше об этом Зелёном дне.

Лиго - один из самых ярких праздников Латвии

Лиго – один из самых ярких праздников Латвии

Празднование Лиго в старину

Истоки празднования Лиго уходят в далёкие времена язычества. В старину для латышей этот день символизировал солнце, а потому даже на праздничном столе появлялись особые “солнечные” продукты. 

Яркий тому пример – сырные головки, что своей формой напоминали солнечный круг. К ним подавалось пиво, что ценили крестьяне, только завершившие тяжёлые работы в поле.

Вечером наступала пора празднования. Латыши чтили не только главного покровителя дня, Яниса, но и его отца и матушку. Открытием для торжества являлось костюмированное представление, которое разыгрывали ряженые. 

Народ надевал костюмы Яниса и его детей, что возвещали о наступлении самой короткой ночи года. Янис следовал за своими помощниками, что с помощью огоньков указывали путь в сумерках, затем забирался на высокое дерево и трубил оттуда. После этого “дети Яниса” отправлялись по домам соседей. 

Считалось, что таких гостей следует принять радушно и дружелюбно – тогда и удача будет сопутствовать хозяевам целый год. Чтобы задобрить маленьких “божеств”, их угощали сладостями, дарили подарки.

После череды ритуалов жители сёл отправлялись на ближайшую горку, холм, возвышенность, что в народе называлась “Янисовой горой”. В таких местах латыши сооружали замысловатую конструкцию. На толстый крепкий столб устанавливали бочонок или колесо, покрытое смолой. 

После ритуала зажжения такого “факела” считалось, что огонь Яниса прибыл на землю. Особенно нравился праздник Лиго молодёжи, ведь во время него можно было и песни спеть, и через костёр прыгнуть, и устроить шуточные соревнования.

Кульминацией Лиго являлся ритуал спуска колеса (или бочонка). В самый тёмный момент ночи, что приходился на третий час, латыши поджигали поднятое столбом колесо и сталкивали его с горы. Важно было отправить катиться его в правильном направлении – а именно – к закату. Как вы догадались, вращающийся горящий шар тоже напоминал людям солнце.

Ритуал спуска колеса на Лиго

Ритуал спуска колеса на Лиго

Праздник Лиго сегодня

В наше время традиции празднования Лиго не слишком изменились. В этот день именины празднуют все девушки с именем Лига и все мужчины, нареченные Янисами (поскольку Янис – главный покровитель праздника). 

Несмотря на то, что большинство современных Латышей исповедует христианство, это не мешает им искренне наслаждаться весёлым праздником Лиго, который сохранил многие языческие ритуалы. 

В праздничный день народ Латвии стремится побыть на природе. Большими компаниями и семьями латыши отправляются за город, где устраивают пикники, напевая традиционные песни, неизменным припевом которых является “Лиго-Лиго”. 

Чудесным подарком в Лиго является венок, что стал символом этого дня. Женщинам подойдёт такой украшение из полевых цветов, а вот для мужчины следует выбрать ветки дуба, дерева, воплощающего силу и мужество.

Как я уже сказала, для латышей издавна важен и праздничный стол Лиго. Домашний сыр с тмином готовится по особым рецептам, причём у каждого хозяина свои технология и секреты. Подобные сыры отличаются резким запахом и вкусом, что делает их непохожими на привычные разновидности продукта. Тем не менее, сыр Лиго пользуется спросом в Латвии. Мне кажется, такой необычный аромат тина и сырная резкость у латышей ассоциируются с праздничным настроением и чудесами Лиго.

Ещё один символ Лиго – цветок папоротника, однако он выступает в роли завуалированных действий, а не волшебным сокровищем (как у тех же славян). Дело в том, что у ряда народов (латыши, эстонцы, финны) слова “цветок папоротника” воспринимаются с эротическим подтекстом (что-то вроде “запретного плода”). 

В древности праздник Лиго был связан с силами плодородия, а потому существовали и некоторые любовные ритуалы, что важно было исполнить в самую волшебную ночь года.

Поверья Лиго

С Лиго связано немало интересных традиций и поверий. Например, в прежние времена считалось, что спать в самую короткую ночь нельзя – иначе человек не найдёт себе пары. Во время прыжка через костёр можно проверить силу своих чувств. Если руки влюблённых разомкнутся – их ждёт расставание, если же нет – счастливая совместная жизнь. 

Поскольку Лиго напрямую связан с волшебством, в праздник часто гадали. Если девушка мечтала покорить сердце юноши или, проще говоря, приворожить, следовало угостить его кусочком сыра, что предварительно несколько минут держала под рукой у сердца. 

Чтобы прогнать напасти или избавиться от болезней, в огонь Лиго следует бросить заговорённые вещи. А вот утром после Лиго можно умыться росой – тогда красота засияет ещё ярче, продлевая молодость и силу.

С Лиго связано немало интересных поверий

С Лиго связано немало интересных поверий

Лиго – чудесный волшебный праздник, связанный с торжествами Янова дня. Это своеобразная интерпретация привычного нам празднования Купальской ночи, но в обычаях и поверьях есть и совсем неординарные моменты. Конечно, большинство поверий Лиго – лишь народные поверья и легенды, но очень хочется, чтобы и в наше время в такой особенный день находилось место настоящему чуду.

Лиго, Лиго! Традиции Лиго в Латвии

Подробности
Автор: Редакция

514213 506x285Лиго, пожалуй, самый древний праздник в Латвии. Во всяком случае, когда на территорию нынешней Латвии более 800 лет назад пришли крестоносцы, этот праздник здесь уже был.

Более того, никакими силами невозможно было заставить народ отказаться от непонятного католической церкви праздника, когда язычники зачем-то прыгали через костры и собирали разные травы.

Так что церкви пришлось смириться с праздником Лиго, который на протяжении столетий празднует народ Латвии.

gads

Эту картинку мы уже публиковали в статье о пасхальных традициях Латвии (http://sarunas.lv/ru/kultura/373-paskhalnye-traditsii-v-latvii#.Ubsai-c3CSo).

Лиго, или Янов день (по-латышски Jāņi) приходится как раз на самую короткую ночь в году – Янову ночь. На картинке отлично видно, что Лиго стоит как раз напротив Зимних праздников (http://sarunas.lv/ru/kultura/211-traditsii-latvijskogo-rozhdestva#.Ubsc0-c3CSo).

Это как раз поворотная точка года. Если на Рождество приходится самый короткий день и самая длинная ночь, после которой зима идет на убыль, то Лиго приходится как раз на день летнего солнцестояния в самый длинный день и самую короткую ночь.

Это, разумеется, имеет сакральное значение. Недаром древние латыши ни за что не отказались от главного праздника года.

Да, именно главного праздника, Лиго, возможно, даже важнее Рождества. И ночь, хоть и короткая, должна вместить в себя массу событий.

Лиго празднуют и другие народы. Просто называется он по-другому: Янов день, день Ивана Купалы и др. Праздник этот очень древний и связан он с древними традициями земледелия, с ритуалами, способствующими урожаю, плодородию почвы, и появлению приплода у скота. В нем наблюдаются отголоски совсем древних фаллических культов, способствующих плодородию.

Для плодородия, для урожая, очень важна вода, а свет и тепло всегда ассоциировались с огнем. Поэтому ритуалы, связанные со стихиями воды и огня на Лиго приобретают особую важность.

Искупаться в реке или озере, или даже пройтись по росистой траве, считается целебным.

ligoИ, конечно, какая Янова ночь – без костра. Костер должен быть большим! Его цель не толкьо освещать или греть, но и отгонять злых духов, чтобы те не покушались на урожай. Костер должен гореть до рассвета, до первых лучей солнца, чтобы ни одна нечисть не осталась в живых от этого очистительного огня. Ну и как же не позаботиться о себе самом? Чтобы освободиться от злых сил, так и норовящих преследовать человека, в ночь Лиго просто необходимо перепрыгнуть через костер. Никакой злой дух не сможет этого перенести и тут же свалится в огонь. А человек – свободный от зла, пойдет дальше. Влюбленные прыгают парой, взявшись за руки, чтобы никакие злые силы не мешали их счастью.

images
Есть на Лиго и традиция собирать травы. Целебную и магическую силу имеют травы, собранные в канун Яновой ночи. Цветочные букеты, как обереги, украшали и охраняли двор, двери, да и сам дом. А венок из цветов и трав так красиво украшает любое лицо. Правда, сейчас, мужчины, как более консервативный народ, венкам предпочитают шляпы, сплетенные из летних трав, но исторически всегда это были венки. Даже способ плетения венков отличался для мужчин и для женщин, подчеркивая женскую и мужскую сущность. А Янисы – те, чьи именины приходитятся как раз в день летнего солнцестояния – имеют право на особенное украшение – венок из дубовых листьев. Считается, что дубовые листья делятся в эту волшебную пору с именинником своими свойствами, передавая ему силу и крепость дуба.

Форма венка тоже выбрана неслучайно. Венок – круглый и похож на солнце, которое непременно утром взойдет. Так что это – не только красиво собранные летние цветы и травы, но и символ солнечного круговорота, столь важного для продолжения жизни.

Выбрасывать венки в старину не полагалось. Их сушили до следующего праздника Лиго и сжигали на костре, подчеркивая преемственность круговорота лет.

Кроме трав для венков на Лиго припасают также длинные стебли аира, растущего по берегам рек и озер. Этими стеблями нужно было бить по ногам тех, кто прыгает через костер, чтобы «отбить» любую нечисть, которая еще могла бы прицепиться к человеку.

И, конечно, на Jāņi полагалось традиционное, специально для этого праздника приготовленное угощение. Во-первых, это т.н. Jāņa siers (Янов сыр). Это сваренный по особому рецепту желтый сыр с тмином. Обязательно круглый, потому что желтый круг – это символ солнца. К Янову дню все коровы и козы уже отелились, так что молока – в избытке. Янов сыр, сваренный из свежего молока, также – дань духам плодородия. Традиционное ячменное пиво – также неизменный атрибут праздника. Ячмень – важная сельскохозяйственная культура, а пиво, помимо вкуса и легкого веселящего алкогольного воздействия – еще и символ возрождения жизни, когда процесс брожения превращает зерно в напиток. Ту же сакральную тему продолжает традиционный латышский ржаной хлеб, не имеющий себе равных в мире. Большие круглые ароматные буханки тоже свидетельствуют о плодородии, возрождении и вечном круговороте жизни.

Славить жизнь и отгонять злых духов должны еще и песни. Песни нужно петь до рассвета, чтобы вся нечисть покинула поющих и открыла дорогу плодородию. С древних пор по сегодняшнее время память народа хранит  несметное множество самых разных «Лигований», которые поются в каждом уголке Латвии.

Ligo-006-wНу и, пожалуй, последнее по порядку, но не по важности. Плодородие должно быть не только у домашнего скота, но и в семье. Так что традиция на Лиго «искать цветок папоротника», когда молодежь уединяется в лесу в поисках этого самого цветка, должна была способствовать продолжению рода, принеся в дом здоровое, зачатое только что освободившейся от злых духов любящей парой. Если через девять месяцев после Лиго в семье рождался мальчик, конечно, называли его Янис, в честь ночи, когда он был зачат. Девочку же, чьи именины приходятся на следующий за Яновой ночью день, называли – Лига, от Лиго.

А у кого еще нет пары, та может погадать, бросив свой венок в воду. В воде, блестящей от света месяца и костра, в середине венка она непременно увидит лицо своего будущего жениха.

Конечно, современный праздник несколько изменился с древних времен.

Теперь на Лиго гостей угощают еще и шашлыками, и мало кто действительно пойдет в лес искать цветок папоротника.

Рижане вот уже несколько лет празднуют Лиго на набережной Даугавы, где мэр разжигает большие костры, а с установленных эстрад поют песни известные артисты.

Однако, петь и танцевать в венках, или бросить их в воды Даугваы, чтобы увидеть свое будущее счастье можно и не выезжая за город.

А малыша, родившегося через девять месяцев, назвать Янисом. Или Лигой.

Лиго! Лиго!

Bookmark and Share

Лиго в Латвии и день Ивана Купала в России

Лиго или день Ивана Купалы — это один и тот же праздник, только в некоторых странах он имеет иное название. Как правило, Лиго отмечают только в Латвии, а в России данный праздник называют днём Ивана Купалы. В этой статье мы с вами рассмотрим в чём особенности каждого праздника.

Лиго (Янов день)

Лиго или как его ещё называют Янов день — это латышский народный праздник летнего солнцестояния, традиции которого берут своё начало еще в глубокой древности и связаны они с культом солнца, а также с подготовкой празднества в честь бога плодородия Яниса. Традиционно этот праздник отмечается в ночь с 23 на 24 июня.

Лиго (Янов день)

В этот день было принято собирать различные травы, так как считалось, что именно на Лиго они приобретают лечебные свойства. Также плели венки из дубовых листьев, которыми украшали себя, животных и свои дома.

Поверья, связанные с Лиго

Согласно старым обычаям на холмах разжигали костры, которые олицетворяли победу солнца над тьмой. В этот день вокруг костров пели и танцевали, люди верили в то, что это способствовало плодородию полей. Также через костёр, держась за руки, прыгали влюблённые пары. Считалось, что если во время прыжка пара расцепит руки, то их отношения продлятся не долго.

Поверья, связанные с Лиго

Помимо этого, существовала традиция, когда ближе к ночи собирались все девушки и пускали по реке свои венки. По поверьям, те девушки, у которых венок не погрузится в воду осенью станут невестами. Также с этим днем связана традиция поиска цветка папоротника. По народному поверью, если молодые люди в ночь Лиго отправятся в лес и найдут волшебный цветок папоротника, то вместе с ним обретут и свою настоящую любовь.

Как празднуют Лиго в наши дни

В настоящее время на Лиго во всех городах Латвии проходят ярмарки, различные фестивали и гуляния, так как в Латвии 23 и 24 июня являются официальными выходными и одними из самых ярких отмечаемых праздников. Также в эти дни свои именины отмечают все девушки и парни, с именами Лига и Янис.

Как празднуют Лиго в наши дни

Традиционно на Лиго к столу подают тминный сыр и ячменное пиво. Однако со временем в праздничное латышское меню вошло и такое популярное блюдо как шашлык.

День Ивана Купалы

День Ивана Купалы или Купайла — это народный праздник восточных славян, который также, как и Лиго посвящён летнему солнцестоянию. В России день Ивана Купалы отмечают в ночь с 6 июля на 7 июля.

Ритуалы, связанные с днём Ивана Купалы

С древних времен день Ивана Купалы считается праздником Солнца, лета и зелёного покоса. В этот языческий праздник было принято совершать различные ритуалы, связанные с очищением и омовением. Считалось, что, если человек искупается в каком-нибудь водоёме, то он избавится от всех болезней.

День Ивана Купала

Также предки славян считали, что в ночь на Ивана Купала выходит вся нечистая сила, лешие, русалки, водяные, домовые и прочие, а вода и огонь приобретает магическую силу. В день Ивана Купалы волшебной считалась вся вода, даже роса, которой умывались не только женщины, но и мужчины.

Традиции празднования Ивана Купалы тесно связаны с традициями Лиго. Этот праздник был также немыслим без сбора трав, прыжков через костёр. Люди верили, что если они прыгнут через костёр, то избавятся от всяческих болезней и сглаза. Также эту забаву любили и молодые девушки. Они считали, что таким способом можно стать красивее и привлекательнее.

В эту ночь большой популярностью пользовался цветок папоротника. Согласно легенде, цветок папоротника цветёт только в самую короткую ночь в году и раскрывается точно в полночь. По преданию, у того, кто найдёт этот цветок, исполнятся все заветные желания.

Как празднуют день Ивана Купалы в наши дни

Как празднуют день Ивана Купала в наши дни

Праздник Ивана Купалы начинают отмечать уже вечером 6 июля, сразу же после захода солнца. Многие традиции с прошлых времён сохранились и до наших дней. Большое количество жителей России собираются в компании и празднуют день Ивана Купалы на берегу рек и озёр. В городах же проходят выступления народных коллективов. Люди плетут венки, жгут костры, а также водят хороводы.

На этом наша статья подошла к концу. Надеемся, что вы узнали много нового о праздновании Лиго в Латвии и дня Ивана Купалы в России. Нам будет интересно узнать, что вы думаете об этом празднике? Делитесь своими впечатлениями в комментариях!

  • Название мероприятия: Праздник Лиго в Латвии
  • Место проведения: Европа / Латвия
  • Тип мероприятия: Праздники/Даты

Древний праздник летнего солнцестояния приближает латышей к сакральным традициям предков.

Лиго или Зеленый день – одно из самых популярных государственных торжеств в Латвии. Этот праздник в честь дня летнего солнцестояния связан с дохристианскими культами плодородия и поклонения солнцу. Первоначально он был связан с именем бога урожая Яниса, а позже – с фигурой Иоанна Крестителя. Один из языческих символов Лиго – латышский солярный символ крест Лаймы – широко используется в его обрядах по сей день. Лиго во многом напоминает праздники летнего равноденствия в соседних странах – эстонский Яанов день, финский Юханнус или русский Ивана Купала. В Зеленый день отмечают свои именины женщины с именем Лига и мужчины с именем Янис.

Обычаи Лиго тесно связаны с природой. В эти праздничные дни жители латвийских городов массово выезжают в сельскую местность, где устраивают вечеринки в фольклорном стиле. Празднество обычно проходит у большого костра, символизирующего животворную энергию солнца. Его участники едят традиционные угощения и пьют домашнее пиво. Посиделки непременно сопровождаются праздничными песнями с повторяющимся рефреном «Лиго-лиго», а также хороводами вокруг костра.

Еще один обязательный атрибут Лиго – дубовые ветви, как символ бога плодородия Яниса. Их используют при украшении домов, вплетают в венки с полевыми цветами, которые становятся главными элементами мужских нарядов на время праздника. С Зеленым днем связана и романтическая традиция поиска цветка папоротника. По народному поверью, если юноша или девушка в ночь Лиго отправится в лес и – несмотря на препятствия со стороны потусторонних сил – найдет волшебный цветок, то вместе с ним обретет свою настоящую любовь. Также считается, что целебные травы, сорванные непосредственно перед праздником, обладают дополнительной силой.

Все праздники Европа

Праздник Лиго в Латвии /wp-content/uploads/2016/02/Prazdnik-Ligo-v-Latvii_glav1.jpg

Праздник Лиго в Латвии /wp-content/uploads/2016/02/Prazdnik-Ligo-v-Latvii_glav2.jpg

Праздник Лиго в Латвии /wp-content/uploads/2016/02/Prazdnik-Ligo-v-Latvii_glav3.jpg

Ligo Лиго - праздник в Латвии

Нигде в мире не празднуют дни летнего солнцестояния так, как в Латвии! 23 и 24 июня – два официальных выходных, так что праздник Лиго, или Янов день, имеет государственный статус. Это один из самых любимых праздников латышей, его можно сравнить разве что с Новым годом. И, так же как и Новый год, праздник Лиго имеет древние языческие корни.

Янов день тесно связан с культом плодородия; считается, что он посвящен языческому богу плодородия Янису и, по некоторым источникам, богу веселья Лиго, который в древнелатышском пантеоне был богом песен. Поэтому праздник Лиго отмечается со множеством припевов и песнопений, когда-то имевших сакральный смысл. В земледельческом календаре праздник солнцестояния знаменовал окончание весенних работ и начало летней страды, он служил магической подготовкой к уборке урожая, богатство которого, разумеется, зависело от бога плодородия Яниса.

День перед Яновым праздником был посвящен сбору лекарственных трав и назывался Травяным днем. В этот день из трав, полевых цветов и листьев дуба вили венки, которые служили не столько головными уборами, сколько оберегами для комнат в доме и хозяйственных служб: венками украшали ульи, коровники, клети и амбары, привязывали их на шею коровам. Венки являлись символом урожая, плодородия, плодоношения, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя к роли матери и хозяйки дома. Наступление сумерек знаменовало начало Яновой ночи, когда запевались песни, посвященные Янису – Яновы песни. В них славословили бога Яниса, воспевали усердный труд и высмеивали лентяев и тунеядцев. В песнях рефреном повторялось восклицание «Лиго! Лиго!», поэтому исполнение Яновых песен называлось «лигованием», а певцы – «лиготаями». В это время в каждом доме проводился обряд чествования «Яновой матушки» и «Янова батюшки», или хозяйки и хозяина дома: на голову хозяина возлагали венок из дубовых листьев, а хозяйку увенчивали цветочным венком. После этого с песнями обходили угодья: поля, пасеки, пастбища, сады и огороды, и везде ставили пышные ветви в честь Яниса, призывая процветание и благодать. Между тем лиготаи с песнями обходили деревню дом за домом, и везде им предлагали традиционное угощение – пиво и сыр. Затем жители деревни собирались на холме, разводили большой костер, пели и танцевали, прыгали через огонь.

В русском языческом календаре дни солнцестояния тоже были праздничными: знаменитая ночь Ивана Купалы сопровождалась сходными традициями прыжков через костры и плетения венков. Костры разжигают и в Норвегии, где этот праздник давно христианизирован и называется Jonsok в честь Иоанна Крестителя. Костер символизировал солнечный свет и должен был помочь солнцу преодолеть вершину небесного купола, чтобы затем медленно спускаться вниз. В Дании костры разжигают на морском берегу, после заката, и поддерживают их на протяжение всей ночи, называемой ночью св. Ханса. В Литве летнее солнцестояние носит название праздника Йонинеса: ночное костровое действо с прыжками и купанием заканчивается на рассвете встречей восходящего солнца. В Эстонии тоже любят разводить костры в Яанов день, на горах или у моря, но купанию голышом предпочитают сауну. Считается, что веники для парной нужно заготавливать на весь год обязательно до 24 июня, а после этого дня целительная сила растений пропадает.

И все-таки нигде в мире не встретишь такого праздничного размаха и пристрастия к национальным традициям в ночь летнего солнцестояния, как в Латвии. Сейчас Лиго – это национальный латвийский праздник, сопровождающийся веселыми гуляньями и непременными песнями, ведь латыши – один из самых поющих народов в мире. 23 июня – день именин Лиги, а 24 июня – именины Яниса. Во время празднования из присутствующих выбираются женщина по имени Лига и мужчина Янис, и они становятся центром всеобщего внимания. Если же людей с такими именами не окажется, их следует назначить – и увенчать традиционными венками: Яниса – дубовым, а Лигу – цветочным. В этот день по всей Латвии происходят народные гулянья и праздничные ярмарки, сопровождающиеся выступлениями песенных и танцевальных ансамблей в народных костюмах, цирковых артистов. Главное угощение праздника Лиго – латвийское пиво и сыр с тмином; если на язык попадается тминное зернышко, его нужно хорошенько разжевать, чтобы отвести от себя все беды и напасти.

Любимые развлечения в Янову ночь – прыжки через костер и купание голышом. Через костер юноши и девушки прыгают парами, как можно крепче взявшись за руки. Если во время прыжка руки случайно расцепятся, то такой союз считается недолговечным. Купание голышом в Янову ночь, по распространенному поверью, улучшает здоровье, и, конечно, является одним из самых забавных моментов праздника. В полночь молодежь отправляется в лес искать цветущий папоротник. Говорят, он зацветает только в эту ночь и к утру вянет; та пара, которой посчастливится найти и сорвать цветок папоротника, проживет вместе долго и счастливо. Кроме костров, на хуторах зажигают бочки на шестах: так, чтобы огонь был виден с соседнего хутора. Танцы и песни не прекращаются всю ночь.

Лиго – яркий, красочный, красивый и веселый латышский праздник, который празднуется повсеместно и любим всеми без исключения. Он настолько поражает воображение туристов, что многие из них приезжают в Латвию специально для того, чтобы поучаствовать в популярных развлечениях, посмотреть на традиционные действа, послушать национальные Яновы песни. Если вы еще не были в Латвии, то запланируйте свою поездку на конец июня, чтобы увидеть зрелищное национальное празднество!

Катерина Нистратова

Латвия: что празднуют в Янов день​

Фото: Мэр Риги Мартиньш Стакис

Уже совсем скоро Латвия будет праздновать загадочное Лиго! В Латвии ночь с 24 на 25 июня называют еще ночь Яниса. Почему Лиго является самым загадочным праздником у латышей? Попробуем разобраться.

Все, конечно, знают такую легенду – если в Янову ночь найдешь цветок папоротника, то непременно самое сокровенное желание исполнится! Я не могу утверждать, что кто-то его в Латвии нашел, потому как папоротник не цветет, но в волшебную ночь может произойти чудо!

Латвия: что празднуют в Янов день​

Праздник Лиго – древние традиции, философия, сакральные ритуалы латышей. И все в это верят, готовятся к празднику и, конечно, празднуют его с удовольствием! Лиго – официальный праздник в Латвии. В этом году латвийцы будут отдыхать с 23 июня по 26 июня.

Что за праздник Янов день?

Латвия: что празднуют в Янов день​

Это день летнего солнцестояния – самый длинный день в году. На Лиго принято чествовать Яниса – божество плодородия. Почему праздник получил название Лиго? Да потому, что в это день люди пели песни, в которых есть припев «лиго» (ligoties — колыхаться на латышском языке), тем самым обращались к солнцу, чтобы оно светило и поднималось высоко над деревьями!

Кстати, в Латвии очень популярно у женщин имя Лига!

В Латвии очень серьезно и красиво готовятся к празднику – на главной площади около Домского собора работает ярмарка – очень много цветов, трав, хлеба, сыра, пива…

Латвия: что празднуют в Янов день​Латвия: что празднуют в Янов день​

Дело в том, что канун Яновой ночи называют Травяной день! Потому как именно в этот день собирали женщины и, кстати, многие мужчины, целебные травы, которые в это время года особенно богаты витаминами. В Латвии принято собирать ромашку, клевер, мяту, зверобой, шалфей, валериану. Все это изобилие трав можно найти на ярмарке!

Латвия: что празднуют в Янов день​

Но главное – праздничный венок, который плели из цветов, а потом дарили его Янисам и Лигам. Впрочем, есть поверье – если хочешь здоровья, счастья, то сохрани венок до следующего праздника!

Интересно и то, что в Янову ночь принято в Латвии «устраивать» свою судьбу – незамужние девушки гадают на избранника и даже привораживают. Но есть и те, кто желает обезопасить свою семью от нечистой силы – если украсить дом веточкой рябины, березки, которые принесли в этот день, то это и есть сильная защита!

Латвия: что празднуют в Янов день​

Рига удивительна красива в канун праздника – ярмарка, площадки для выступления народных коллективов, улыбки, прекрасное настроение!

Очень весело поздравил рижан мэр города Мартиньш Стакис – он предложил жителям встречать праздник в городе и на… балконах!

Латвия: что празднуют в Янов день​

«Празднование Лиго и Янова дня возвращается в город после пандемии. Я приглашаю всех в парки, сады, улицы и даже на балконы! Пусть праздничные песни и веселый смех раздается до самого рассвета!» — так поздравил глава столицы Латвии своих жителей.

А латвийцы все еще в праздничных хлопотах…

Продолжение следует…

Ligo – латышский национальный праздник у подножия Уральских гор

На самом деле я снимал девчонок. С первых шагов я попал в водоворот танца, ярких красок, цветов и искреннего веселья. Поэтому этот пост в визуальной части в первую очередь будет песней о женской красоте, чистой и созидательной. Красоте, не зависящей от национальности, красоте российской женщины.

J45A1155

В текстовой части я постараюсь немного рассказать о празднике, и почему его празднуют так далеко от Латвии.

Итак, почему национальный латышский праздник праздную в Башкирии.
Наша земля многонациональна, мы все это знаем, но не многие знают, что в конце 19 века на Южный Урал в поисках земли и лучшей доли переехало несколько тысяч латышей.
Были основаны латышские крестьянские колонии Архангельское, Ауструм, Балтика и др.

J45A0909
Долгое время трудолюбивый и мирный народ жил обособленно, не теряя традиции и связь с родиной, вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Массовые репрессии, тяготы Великой Отечественной войны заставили многих латышей вернуться на историческую родину, и сейчас в Башкирии осталось около 1000 представителей этого народа. Тем не менее в Архангельском районе уже который год проходит праздник Лиго.

IMG_6075
Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) — латышский народный праздник. Отмечается обычно в ночь с 23 на 24 июня и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига — латышское женское имя).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиго

В Архангельском районе, за деревней Максим Горький, в живописном месте, на берегу озера много лет подряд проходит праздник.
Что мы видим, оказавшись на месте:

J45A0873

Ворота с надписью Лиго

IMG_6314

Небольшая сцена.

IMG_6349

Справа праздничная Юрта для Высоких гостей, а в этом году праздник посетил посол Латвийской Республики Астра Курме.

Ну и конечно же всевозможные лотки со снедью и алкогольными напитками в стороне, для менее одухотворенной публики. (не заслуживают кадра)

IMG_6246

Ах да, чуть не забыл, в центре большой костер, как я понимаю, обязательный атрибут праздника.

J45A1038

J45A1057

Праздник начинается вечером в 22.00, но я подъехал с отцом пораньше, поснимать пока светало.

Тут, наверное, уместно сказать, как я попал на праздник.
Так уж получилось, что мой отец Чегодаев Евгений Анатольевич, как мы шутим “главный друг латышского народа” в Башкирии, занимается этнографией, написал диссертацию по башкирским латышам, готовит книгу. Он и попросил меня поснимать для него материал.

IMG_6086

Я фотографировал приготовления к празднику и был очарован красотой и искренностью окружающих меня людей: прекрасны были все и совсем еще юные девочки и убеленные сединами старушки.

IMG_6109

Повсюду, где начинала звучать музыка, люди пускались танцевать, звучал смех и было видно, что люди занимается праздником не из под палки, а с душой.

IMG_6144

IMG_6192

IMG_6261

К 22 часам прибыл посол Латвийской Республики Астра Курме, руководство Архангельского района и представители министерства культуры РБ, начинало темнеть.

J45A1312

J45A1369

Встреча у ворот, угощение национальным сыром, венки из цветов женщинам, из дубовых листьев мужчинам и под песню к сцене.

Время бежало неумолимо, солнце село, а спикеры все выступали и выступали.

IMG_6327
Глава Администрации Архангельского района

J45A1455

Посол Латвийской республики

J45A1499

и др.

Это, можно сказать, была самая провальная часть праздника, но мы вытерпели.

IMG_6354

А потом начался праздничный концерт. Все было мило и душевно: бросали венки в воду, танцевали, пели.

IMG_6408

IMG_6421

IMG_6441

IMG_6443

IMG_6467

J45A1534

J45A1556

J45A1584

J45A1643

Завершили праздник большой костер и хороводы с песнями.

IMG_6498

IMG_6507

IMG_6510

IMG_6538

IMG_6550

Давно я не был на таком замечательном и чистом празднике, без алкоголя и обязаловки.

Одно расстраивает, что попал я на него случайно, и наверное, стоит пожелать организаторам, больше освещать свое мероприятие в преддверии события, и, думаю, многие люди приедут и получат удовольствие.

Этнокультурная принадлежность: Латыши

Категория объекта: Праздники

Анкета утверждена 24.03.2021

Номер объекта: 07-007

Автор-составитель анкеты:

Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.

Лиго (Янис день) – аналог Иванова дня у славян, самый популярный дохристианский праздник латышей, связан с культом солнца и плодородия, праздник летнего солнцестояния. На территории Башкортостана в 1960-х гг. трансформировался из семейного в общеэтнический, а с 1990-х гг. – в этноконсолидирующий общереспубликанский праздник. Попытки его подмены на советский праздник «Зеленый бал» («латышский сабантуй») успехом не увенчались. Сопровождается народными гуляниями, хороводами, танцами и песнями перед костром, сбором трав, поиском чудодейственного папоротника, изготовлением венков из трав и цветов для женщин, из дубовых веток для мужчин, шляп из кленовых листьев для почетных гостей, а также концертом самодеятельности и театрализованными постановками.

Описание

Первое письменное упоминание Лиго содержится в «Ливонских хрониках» Бальтазара Руссова (лат. Baltazars Rusovs) 1584 г., который описал гуляния рижских рыбаков и других горожан Риги в районе Пардаугавы. Одно из ранних развернутых описаний Лиго в Латвии сделано в 1870-м гг., в нем приведены поверья: «… девушка умывает лицо и не утирает его: кто во сне подаст ей полотенце, тот ее суженый. Ходят девушки в Иванов вечер также смотреть на воду, юноша, изображение которого увидит, и есть суженый. Многие рвут цветы и втыкают где-нибудь в стене, и если цветок увянет в течение ночи, тот в том году умрет». В Латвии в конце XIX – начале ХХ вв. празднование Лиго приобрело общенациональный характер и постепенно стало национальным брендом, часто сравниваемый с Бразильским карнавалом. Народные гуляния проходят в ночь с 23 на 24 июня (два дня объявляются выходными), чаще возле реки. Лиго связан с культом солнца и плодородия, летним солнцестоянием. Праздник сопровождается разведением костров, пением лиговских песен с характерным припевом «Лиго-лиго», танцами, хороводами, играми, театрализованными представлениями и гаданием, поиском цветка папоротника, который по поверью, расцветает после 12 часов ночи. Мужчины украшают голову венками из листьев дуба, на женщинах венки из полевых цветов. Ритуальными угощениями являются пиво и домашний сыр с тмином.

Сведения о праздновании Лиго (Яниса дня) у латышей Башкортостана – переселенцев последней четверти XIX в. – в наиболее ранних историко-этнографических источниках не содержатся. Это объясняется тем, что в условиях хуторского проживания в Уфимской губернии, в последующем в БАССР, праздник Лиго еще не носил характера массовых гуляний, а был узко семейным праздником. (Публикации начала XX в. посвящены вопросам истории переселения и хозяйствования, в том числе: брошюра Н. Смирнова «Хозяйство на латышских хуторах в Уфимской губернии» (Уфа, 1908), В. Краснайса «Latviešu kolonijas» (Рига, 1938, на лат. яз.) и др.). Празднование Лиго латышами Башкортостана наряду с другими историко-этнографическими вопросами в 1980-х – 1990-х гг. изучались А.Я. Блинкинэ и И.М. Габдрафиковым, а с 2010-х гг. – Е.А. Чегодаевым. В ряде этнографических выездов Е.А. Чегодаева к латышам Башкортостана участвовала Ф.Г. Галиева. Сводки о празднике Лиго с фотографиями имеются в социальных сетях, в том числе на официальных порталах главы республики, администрации Архангельского района РБ.

Наиболее ранняя информация о развлечении латышской молодежи в послереволюционное время опубликована в 1924 г. в газете «Власть труда»: «В 8 верстах от реки Сима расположена колония латышей, давно переселившихся из Риги и других городов. Народ большею частью зажиточный. Днем работают в поле, ухаживают за скотиной, а вечером отдых за неизменным граммофоном. Плохо прививается здесь новый быт. Молодежь находит утешение пока в … танцульках … Самогона здесь не знают, варят свое пиво, от которого, по выражению одного хуторянина, – 3 бутылки делается весело».

По материалам Е.А. Чегодаева, после переселения на башкирские земли латыши отмечали праздник Лиго в кругу семьи или в складчину с соседями и родственниками с других хуторов. В д. Балажи Иглинского района в середине 30-х годов XX в. в семье информатора А.-М.И. Осис (1928 г.р.) в ожидании праздника отец варил пиво – один бочонок крепкого, другой более легкого, семья готовила сыр и другие угощения. Гости также приносили гостинцы и венки из полевых цветов и из дубовых веток, ими пытались украсить домашних животных. Веселились, играли на скрипках, пели песни.

Жительница с. Ауструм Иглинского района Э.А. Штенберг (1931 г.р.) вспоминала, как молодежь группами ходила по хуторам «лиговать» – петь лиговские народные песни, поздравлять хозяев с праздником, особенно тех, у кого имена были Лига и Янис, за это их угощали пивом и закусками, заодно ближе знакомились с жителями других хуторов. Е.А. Чегодаев со слов информатора пишет: «Парни соревновались, чей костер будет ярче гореть. Иногда для этого спиливали верхушку дерева, обкладывали дровами и поджигали. Костры горели по всей округе. Любила молодежь организовывать свои пикники на берегах водоемов. Ночные гуляния так же, как и на хуторах, сопровождались кострами, играми, шутками, песнями и танцами».

В Советской Башкирии празднование Лиго не приветствовалось, но и не запрещалось, как это было в Латвии в годы правления А.Я. Пельше. Велась активная работа по замене религиозных и этнических праздников советскими, вместо Лиго – «Зеленым балом» (лат. «Zalumballe»). Новый праздник проводился примерно в одно время с праздником Лиго после окончания полевых работ. Население его называло «латышским сабантуем» («Зеленые балы» проводились и в Латвии, включали массовые гуляния под открытым небом по разным поводам, в т.ч. для выпускников школ). «Зеленый бал» стал ежегодным колхозным праздником с множеством коллективных мероприятий. Приоритет отдавался культурной программе: оркестровому исполнению музыки (музыкантами были сами жители латышских селений), общими танцами, хоровому пению (популярному у латышей республики). Официальная часть включала поздравления по случаю окончания посевных работ, награждения передовиков производства. В программу праздника включались также спортивные соревнования, выездная торговля, выступления приезжих артистов, в том числе в некоторые годы Московского латышского театра «Скатуве» и культбригады латышского просветительского общества «Прометей». В качестве импровизированной сцены и трибуны могли служить два празднично украшенных грузовых автомобиля, поставленных кузовами друг к другу, чтобы всем участникам праздника было видно.

Описание «Зеленого бала» в колхозе «Маяк» Архангельского района дано в газете «Красная Башкирия» за 1935 г.: «Зеленый бал» – это большое гулянье на берегу речки Басы. Колхоз несколько раз устраивал такие гулянья в дни отдыха. С утра на лугу «гремит» музыка оркестра колхозных скрипачей. Молодежь устраивает танцы, затевает коллективные игры. Бойко торгует колхозный буфет. Старики колхозники, глядя на веселящуюся молодежь, с завистью вздыхают. «Раньше мы жили как кроты — каждый в своей норе. Вся жизнь ограничивалась хутором. И как кроты мы не видали свету, рылись в своей земле», — грустно вспоминают они. Но старикам не дают предаваться грусти. Неугомонная молодежь затевала пляску. Под веселые звуки скрипки вытаскивают их в расступившийся круг. Не хочешь — запляшешь. Только когда темная ночь закроет звездным занавесом долгий весенний день, начнут затихать веселые песни, музыка и смех. Зеленый бал закрыт. И только соловьи в дубовых рощах над рекой затевают трели песен, подслушанных у скрипачей».

Во второй половине 30-х и в 40-х гг. ХХ в. «Зеленые балы» не проводились в связи с массовыми репрессиями латышей, участием в Великой Отечественной войне и возвращением значительной части латышского населения на историческую родину. «Зеленые балы» возродились в послевоенный период и проводились до начала 1960-х гг. В то время латышское сельское население проживало уже не на хуторах, а в деревнях и селах. Вновь стали отмечать Лиго, но уже более скромно. Костры разжигали не вблизи сельских усадеб, а у водоемов, старались к празднику достать или сварить пиво, в крайнем случае брагу, желающие выезжали на пикники. В д. Ауструм в 40-е – 50-е годы ХХ в. продолжалась традиция складчины празднования Яниса дня. Так, в доме Эглит на празднование собиралась молодежь, случалось, играл духовой оркестр, руководимый хозяином усадьбы Эглитом Иваном (Ян) Эдуардовичем. Он же руководил одновременно и детским струнным оркестром, который на праздничных мероприятиях сменял взрослый духовой оркестр. Пели латышские песни, танцевали, водили хороводы.

У молодежи независимо от национальности популярными стали коллективные подвижные игры с условными названиями «Горячий платок», «Фантик», «Пять пар» и др. Приведем краткое описание игр. В игру «Горячий платок» одновременно играет большое число участников, до 20 человек. Они рассаживаются по кругу, в центре находится еще один из участников игры. Его задача поймать платок, который перебрасывают друг другу сидящие. Платок завязывается в тугой узел. Если платок пойман, то в центр выходит тот, кто его бросил. Платок нельзя долго держать в руках, он как будто горячий, а надо сразу перебросить следующему участнику.

«Фантик». Участники игры рассаживаются по кругу. Два человека находятся внутри круга. Один зажимает в ладонях мелкий предмет (кольцо, пуговицу, монетку и т.д.), ходит по кругу и проводит своими ладонями по сложенным ладоням сидящих участников. При этом одному из сидящих незаметно кладет то, что у него спрятано в ладонях. Задача второго участника, стоящего в круге, догадаться, кому передан этот предмет. Если угадал, то садился в круг, на его место выходит получивший кольцо. Если нет, то должен выполнить какое-нибудь шуточное желание того, на кого ошибочно указал перед этим.

Игра «Пять пар». Играет 5 пар участников. Четыре пары занимают места на стульях друг против друга, в углах условного квадрата, еще одна пара находится в центре. Под задорную мелодию (на баяне или гармони играли русскую народную песню «Светит месяц») две пары, сидящие по диагонали в противоположных углах, брались за руки и начинали двигаться в быстром темпе через центр навстречу друг другу, как бы менялись местами. Пара, которая находится в центре, также, держась за руки, двигалась на встречу одной из пар. Когда пары сходились, то те, которые перемещались из угла в сторону центра, поднимали скрепленные руки и пропускали наклонившихся под ними пару, двигавшуюся им навстречу. Это продолжалось до тех пор, пока не смолкала музыка. Пара, оказавшаяся в это время в центре, должна была исполнять какой-нибудь фант и продолжала игру со следующей парой.

Танцевали вальс, фокстрот, различные польки, краковяк, коробочку, подгорную, тустеп. Иногда танцы были с элементами игры. Например, танцуя вальс, пары двигались по кругу, в центре которого находился один из участников без пары, он выбирал себе партнера для танца, и «разбивал» танцующую пару, оставшийся без пары «разбивал» следующую пару и т.д. Многие из присутствующих умели играть на музыкальных инструментах – помимо гармоники на скрипке и другом инструменте, поэтому аккомпаниаторы менялись в течение вечера. К 12 часам ночи по традиции ходили в ближайший лес искать цветок папоротника.

В конце 1970-х годов по инициативе колхозников д. М.Горький впервые были проведены массовые гуляния, но уже не в формате «Зеленого бала», а непосредственного празднования народного праздника Лиго. Колхоз выделил автобус для перевозки людей, на пивоваренном заводе в селе Красная Регизла было закуплено пиво. С 1996 года праздник Лиго приобретает статус общерайонного, а затем общереспубликанского.

Наиболее масштабно Лиго в Башкортостане проводился летом 2009 г. В это время в Архангельском районе был проведен I Всероссийский праздник латышской песни с участием исполнителей латышских песен и танцев из России и Латвии: из г. Риги коллектив народного танца «Друва», хор молодых дирижеров, духовой ансамбль Латвийского университета, коллективы России: фольклорный ансамбль «Дзинтарс» из Магадана, народно-фольклорный ансамбль «Варавиксне» из д. Бобровка Омской области, хор латышского куль­турного общества «Талава» из г.Москвы, латышское национально-культурное общество «Дзинтарс» из Красноярского края, фольклорный ансамбль «Дайна» из г.Омска. В составе делегации Латвийской республики: супруга президента Латвии Л.Зетлере, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Латвия в Российской Федерации Э. Скуя с супругой, Председатель Конгресса российских латышей Л.Власова.

В 2012 г. в празднике Лиго в Башкирии участвовали фольклорная группа «Ore» из г.Цесис (Латвия) и фольклорный ансамбль «Дайна» из Омской области. В 2016 году праздник Лига также посетили Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Латвия в Российской Федерации А.Курме, и представители Омской региональной общественной организации «Латышский национально культурный центр «Zvaigznite»».

В наши дни Лиго организуется ежегодно в выходные дни как общереспубликанское мероприятие. Местом проведения Лиго является живописное местечко на берегу озера в Архангельском районе за селом Максим Горький. Лиго стал консолидирующим не только латышей, но и другие народы. По случаю праздника собираются родственники, в том числе из отдаленных селений, приглашаются почетные гости из Латвии. В праздничном концерте принимают участие не только латышские фольклорные коллективы, но и других народов.

Накануне праздника хозяйки, как принято по традиции в Латвии до сих пор, варят домашнее пиво и готовят сыр с тмином, имеющий резкий вкус и сильный запах, который сложно встретить в какое-либо другое время. Этот день называется Лиги: девушки с именем Лига отмечают именины, а также Зелёный день (Zaļā diena) и День Трав (Zāļu diena). Жилище украшают зелеными ветками и венками. До захода солнца под сопровождение протяжных латышских песен с припевом «лиго», лиго» собирают «травы Яниса». Считается, что травы, собранные до Яниса дня, имеют особую целебную силу, дают изобилие дому, здоровье семье, отгоняют нечисть. (В течение года травы используется в качестве травяных чаев и с лечебными целями.) «Травами Яниса» являются валериана, папоротник, клевер, ромашка. Из собранных трав и цветов девушки плетут венки, обмениваются ими, вешают на домашних животных. Для мужчин плетутся венки из веток дуба, их дарят прежде всего мужчинам по имени Янис, в связи с предстоящими именинами. Подаренные венки мужчины носят в течение праздника, а затем несут домой, и оставляют до следующего Лиго. Для почетных гостей мальчики, овладевшие мастерством от старшего поколения, делают шляпы из листьев клена.

В ночь накануне Яниса нельзя спать, иначе, считается, можно всю жизнь проспать и остаться одиноким. Организаторы праздника, прежде всего отдел культуры Архангельского района и Латышский историко-культурный центр организовывают праздничное пространство. Устанавливают символические ворота и надписью: «Лиго. Добро пожаловать» и эмблемой праздника, готовят сцену со звуковой аппаратурой, скамейки для зрителей, юрту для почетных гостей, лотки с продуктами и напитками. В центре в виде стога сооружается высокий костер.

Торжество начинается обычно в 22.00 с приезда почетных гостей, в том числе представителей Министерства культуры республики, администрации Архангельского района, нередко посольства Латвии. Гостей встречают у «ворот» песнями латышского фольклорного ансамбля «Атбалсс» представители латышей, башкир и русских в национальных костюмах. Они приветствуют на родных языках, угощают латышским национальным тминным сыром, ячменным пивом, башкирским кумысом, русским караваем, вручают венки из цветов и трав женщинам, шляпы из кленовых листьев мужчинам, поочередно приглашают выступить на сцене с речью. Затем силами латышского фольклорного ансамбля «Атбалсс» устраивается театрализованное представление о празднике «Лиго», организовывается праздничный концерт с участием не только латышских коллективов, но и других народов. Для детей устраиваются отдельные конкурсы (на лучший рисунок и т.п.).

После захода солнца на высоком месте (холмах), чтобы было видно издалека, разводят костры – символ победы солнца. Центром праздника становится зажжение большого костра – Яниса свечи. Вокруг костра парни и девушки поют и танцуют, вначале танцуют босиком на траве, водят хороводы с песнями. По народной мифологии танцы в Янис день способствуют плодородию полей и домашних животных. Позднее молодые пары прыгают через костер, чтобы очиститься от нечисти, болезней, и чтобы их соединила магическая сила пламени. Считается, что та пара, которая в прыжке не разомкнет рук, в браке будет жить долго и счастливо. Ближе к ночи участники праздника идут пускать венки в озеро. По примете хозяйка венка, который не потонет в воде, к осени будет невестой. Если венки влюбленных в воде соприкоснутся, тогда скоро счастье и свадьба. А потом девушки и парни с помощью огня пытаются найти цветок папоротника – символ счастья. Восход солнца встречают все вместе и расходятся по домам.

У латышей Башкирии праздник Лига трансформировался из семейного праздника, справлявшегося в узком кругу родственников и друзей, в массовый фольклорный праздник региона, республики и страны. Попытки его подмены на новые советские праздники успехом не увенчались, при этом традиции празднования его в семейном кругу утрачены не были, что соответствует тенденциям празднования и в Латвийской республике.

Сведения об особенностях

Состояние бытования

Проводится в реконструированном варианте как общереспубликанское мероприятие, направленное на сохранение этнических и формирование региональных этнокультурных традиций.

Исключительность/Ценность

Представляет собой вариант развития этнических традиций.

Способы передачи традиции

Из поколения в поколение передаются знания о традиционных обычаях. Оргкомитет праздника использует сценарий.

Форма бытования

Смешанная, реконструированная силами культработников.

Этнологический аспект

Основной язык латышей Башкортостана – латышский («латышецский»). В Башкортостане латышским языком владеет в основном старшее поколение, молодежь и среднее поколение изъясняются на русском языке. По исследованию Е.А. Чегодаева, сохранению латышского языка и культуры способствовали латышские школы, они были во всех крупных колониях края. В школах велись занятия на латышском языке, на нем же самодеятельные коллективы ставили спектакли. В настоящее время работает национальная школа в с. М. Горький. В качестве преподавателей приглашают специалистов из Латвии. Школа организует народные праздники, отмечает юбилеи выдающихся деятелей латышской культуры − Вилиса Лациса, Яна Судры, Яна Яунсудрабень и др.1. Религией латышей, по материалам переписи 1897 г., была в основном лютеранская – 3211 чел. (82,9%), православные составляли 596 чел. (15,4%). Также были зафиксированы старообрядцы – 7 чел., католики – 13 чел., баптисты – 17 чел. Согласно полевым исследованиям, современные латыши Башкортостана сохраняют лютеранскую веру, но значительная часть стала православными христианами.

В области хозяйственной деятельности латыши внесли большой вклад в развитие земледелия, уделяя большое внимание улучшению качества земли, повышению урожайности, выращиванию новых культур. Выращивали рожь, ячмень, овес, коноплю, лён, красный клевер, корнеплоды, одни из первых в Уфимской губернии начали культивировать скороспелые сорта картофеля. В области молочного животноводства впервые в Уфимской губернии создали маслоделательную артель (1905 г., колония Ауструм). Латыши первыми на Южном Урале освоили рамочное разведение пчел. Большого мастерства достигли в области изготовления бондарных изделий, столярной и плетеной мебели, корзин, одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.

Праздничный календарь включал семейные (в том числе обряд конфирмации над юношами и девушками) и общественные обряды и праздники, в том числе церковные (Рождество 25 декабря с устройством елки для детей всего села в одном из домов, Пасха, Троица) и земледельческие. В 30-е – 50-е гг. XX в. в латышских колхозах проводился так называемый латышский «сабантуй» – Зеленый бал (Zala balle), приуроченный окончанию весенних полевых работ. День 2 февраля считается покровителем коров и телят. Было принято варить густую кашу, в которую втыкали свечи; праздник символизировал ожидание прихода скорой весны. Силами историко-культурного центра «Село Максим Горький» помимо Лиго организуются Рождество, Мартыни, Праздник свечей, Пасха, Праздник хлеба, сыра и мёда. Праздник Мартыни символизирует приход зимы; после прихода Мартыни нельзя беспокоить землю2. Особенностью латышей Башкортостана является тяга к театру, хоровому пению ансамблевому исполнительству. В латышских хуторах Ауструмской, Балтийской и Бакалдинской колоний имелись оркестры струнных и духовых инструментов. Популярными инструментами были скрипки, мандолины и цитры, встречались фисгармонии. Музыке и пению обучали детей.

Исторический аспект

Латыши́ (латвиеши, latvieši) – коренное население Прибалтийского края и инфлянтских уездов Витебской губернии. Появление на территории Башкортостана первых латышских поселений и жилищ происходило в последней четверти XIX в. в связи с обезземеливанием латышских крестьян в прибалтийских губерниях и наличием недорогих реализуемых земель в Уфимской губернии. Благодаря строительству Самаро-Златоустовской железной дороги переселенческое движение активизировалось, особенно из Лифляндской (Вольмарский уезд) и Курляндской, отчасти из Витебской губерний (латгальцы). Первым переселенцем считается И.Я Вейнберг, который в 1878 г. приобрел земельный участок на территории современного Иглинского района республики. Первым латышским поселением стала колония Ауструм, основанная в 1881–1896 гг. при его участии как комиссионера между переселенцами и землевладельцем Заварницким.
К 1927 г. 78% латышских семей Башкирской республики имели середняцкие или середняцко-зажиточные хозяйства. По А.С. Бежковичу в республике у латышей был самый высокий удельный вес кулацких хозяйств – 58,8%3. Латыши пережили коллективизацию и раскулачивание, выселение многих на спецпоселения, на угольные шахты Прокопьевска, на заготовку леса и пр. Массовым арестам латыши подверглись во время репрессий 1937-1938 гг. К концу 1930-х гг. латышские колонии были ликвидированы, крестьянские дворы стянуты в производственные центры – бригады и в центральные усадьбы колхозов. Было создано 6 колхозов с преобладающим латышским населением. Вместе с тем, латышские крестьяне отличались трудолюбием и профессионализмом, получив дипломы и медали ВДНХ. Широкую известность в 1930-е гг. получили рекорды доярок колхозов им. П. Стучка и «Маяк» Архангельского района Доры Бите и Леонтины Зельдер, успехи телятницы колхоза «Маяк» Анны Браже, работавшей на ферме по разведению племенного Бестужевского скота. Многие были удостоены высших государственных наград4.

Среди латышей, проживавших или связанных своей деятельностью с Башкортостаном, имелись яркие личности, оставившие след в истории: министр финансов Латвии (1923–1924), дипломат (1927–1939), К. Балодис, профессор Берлинского (1905) и Рижского университетов (1919), К. Ирбе, первый латышский епископ, доктор теологии, А.П. Бромс и др.

Социологический аспект

Латыши составляют 62,1 % народонаселения Латвии (данные на 01.07.2011), или 1,3 млн. чел. В России – 18979 чел. На территории Башкортостана численность латышей достигла большей величины к концу XIX в.: в 1897 г. – 3873 чел., большая часть в сельской местности – 3801 чел. (98,1%). По переписи 1917 г., в Уфимском уезде латышское население в количестве 2351 чел. было зафиксировано в 63 сельских населенных пунктах, объединенных в колонии. В 1959 г. их численность составляла 3804 чел., в 1970 г. – 3500 чел., в 2002 г. – 1508 чел, в 2010 г. – 1117 чел. Латыши компактно расселены в Архангельском районе – 284 чел. и Иглинском районе – 182 чел. Число латышей горожан составляет 575 чел, в т.ч. уфимцев – 378 чел. В сельской местности – 542 чел. Сокращение численности латышей объясняется ассимиляцией в результате межэтнических браков, высокой смертностью, низкой рождаемостью.
Лингвистический аспект

Праздник имеет названия Лиго (латыш. Līgo) или Янисв день (латыш. Jāņi). Более раннее название – Янис день, позднее – Лиго. Название праздника Лиго связано с женским именем и припевом праздничной песни «лиго, лиго». «Лиго» – возглас ликования, восклицание līgo из песен понимается учёными как повелительная форма от латыш. līgot(ies), с литовского linguot «качать(ся), колыхать(ся)»5.

Сведения о действиях над ОНКН

Комплекс государственных мер направлен на сохранение и популяризацию этнических традиций латышей. Праздник Лиго проводится ежегодно в Архангельском районе Башкортостана за селом Максим Горький силами культработников.

Место фиксации ОНКН

Современное бытование

Бытование и воспроизводство традиций в ареалах компактного расселения латышей.

Историческое бытование

Латышские селения Республики Башкортостан.

Техники и технологии

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан, Дом дружбы народов РБ, Республиканский национально-культурный центр латышей Башкортостана (1996) и историко-культурный центр «Село Максим Горький» проводят комплекс мероприятий, направленных на сохранение, возрождение и развитие этнических традиций латышей Башкортостана, в том числе праздника Лиго. В организации Лиго участвуют латышские фольклорные ансамбли − детский «Авотс» («Родник») и взрослый «Атбалсс» («Эхо»), краеведческий кружок, кружок декоративно-прикладного творчества. Латышские учителя, совместно с работниками отдела культуры района и латышским историко-культурным центром «Максим Горький», занимаются организацией празднования Лиго, в т.ч. разработкой сценариев праздника. В концертной программе задействованы лучшие исполнители и коллективы художественной самодеятельности района, но выступление фольклорных групп Арх-Латышской средней школы продолжают оставаться основой праздничных мероприятий. 

Источники сведений

  • Бежкович А.С. Этнические особенности земледелия у народов Башкирии (Х1Х – начало XX в.) // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т. 5. С. 61–93.
  • Габдрафиков И.М., Блинкена А.Я. Латыши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. С. 413–130.
  • Евгений Чегодаев. Праздник Лиго и «Зеленые балы» у латышей Башкирии // Ватандаш. 2017. № 7. С. 188. С. 188-193.
  • Курило О.В. Лютеране в России XVI–XX вв. Фонд «Лютеранское Наследие». Wold Wide Printing, 2002.
  • Лиго. https://lv.wikipedia.org/wiki/
  • Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Стат. сборник / Отв. за вып. И.Б. Утяшева. Уфа, 2013; Хабибуллина А.Р. Латыши Башкортостана // Социосфера. 2013
  • Попов Р. Латыши // Природа и люди. Иллюстрированный журнал для семейного чтения. № 5. СПб., 1878.
  • Рыжакова С.ИDievturība. Латышское неоязычество и истоки национализма. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1999. 35 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАН. № 121).
  • Рыжакова С.И. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реформировании прошлого // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216–275.
  • Чегодаев Е.А. Латыши // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М.: Перо, 2018. С. 356-372.
  • Чегодаев Е.А. Латыши Башкирской АССР в первые годы советской власти: факторы выживаемости и сохранения этничности // Известия Уфимского научного центра РАН. 2013. №2. С. 115–122.
  • Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: формирование и функционирование этнической группы (конец XIX – начало XXI в.). Дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2015.
  • Чегодаев М.Е. Лиго – национальный праздник у подножия Уральских гор. 24 июня 2016 г. https://www.exje.ru/ligo-latyishskiy-nacionalnyiy-prazdnik.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Чегодаев Евгений Анатольевич, кандидат исторических наук, исследователь латышей Башкортостана.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.

Этнокультурная принадлежность: Латыши

Категория объекта: Праздники

Анкета утверждена 24.03.2021

Номер объекта: 07-007

Автор-составитель анкеты:


Заседания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лето праздники stardew valley
  • Лето господне праздники читать
  • Лето господне праздники рождество
  • Лето господне описание праздников
  • Лето господне анализ главы праздники