Редактор сценариев обязанности

Инструкция для должности 'Редактор (производство кино-и видеофильмов)' соответствует требованиям Справочника квалификационных характеристик профессий
  • Как правильно составить должностную инструкцию?

Инструкция для должности «Редактор«, представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 82. Производство и распространение кино-и видеофильмов», который утвержден приказом Министерства культуры и искусств Украины 25.10.2004 N729. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа — ‘действующий’.
Скачать в виде DOC файла MS Word

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность «Редактор» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:
      — нормативные документы, касающиеся кинематографии, литературе и искусству;
      — распоряжения и инструкции Государственного органа управления кинематографии;
      — достижения в области режиссуры национального и мирового киноискусства;
      — перспективы развития киноискусства;
      — технологию производства фильмов;
      — основы экономики, организации производства, труда и управления;
      — авторское право и трудовое законодательство;
      — правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Редактор назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Редактор подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Редактор руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Редактор во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Организует и направляет творческий процесс создания кинофильмов с целью обеспечения их высокого художественного уровня и документальной правдивости.

2.2. Принимает участие в разработке текущих и перспективных тематических планов, привлекает авторов к написанию сценариев к кинофильмам.

2.3. Подбирает литературный материал и авторские заявки, которые могут быть основой для написания сценариев.

2.4. Оказывает постоянную творческую помощь автору сценария.

2.5. Досконально изучает фактический материал, на основе которого строится сценарий.

2.6. Работает с консультантами фильма.

2.7. Осуществляет контроль за представлением сценария в установленный срок и обеспечивает своевременность письменных ответов автору.

2.8. Подает вместе с автором законченный литературный сценарий на рассмотрение руководству студии и по результатам обсуждения готовит письменное заключение о сценарии.

2.9. Рекомендует кандидатуры кинорежиссеров для работы над литературным сценарием.

2.10. Участвует в разработке и обсуждении режиссерского сценария.

2.11. Готовит письменное заключение о режиссерском сценарии.

2.12. Достигает творческого соответствия режиссерского сценария утвержденному литературному сценарию, а также наиболее целесообразному производственному решению фильма согласно этому сценарию.

2.13. Принимает участие в создании и обсуждении постановочного проекта, в выборе и оценке актерских проб и отснятого материала.

2.14. Осуществляет систематический контроль за съемками фильма с целью осуществления съемок в соответствии с литературной основой и режиссерской разработкой и в пределах утвержденного полезного метража по фильму.

2.15. Принимает участие в просмотре отснятого материала и выборе дублей.

2.16. Информирует руководство о нарушениях производственно-экономических нормативов, утверждает дикторские тексты.

2.17. Контролирует своевременное и правильное внесение в картины необходимых изменений в соответствии с рекомендациями художественного совета.

2.18. Принимает участие в просмотре и обсуждении готового фильма.

2.19. Согласовывает в монтажно-тонировочном периоде все сценарные поправки и сокращения полезного метража, как в отдельных эпизодах, так и в целом по фильму.

2.20. Составляет письменное заключение, аннотацию, либретто по готовому фильму.

2.21. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.22. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Редактор имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Редактор имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Редактор имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Редактор имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Редактор имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Редактор имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Редактор имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Редактор имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Редактор имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Редактор несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Редактор несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Редактор несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Редактор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Редактор несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Редактор несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Редактор несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Продолжаем рассказывать о профессиях, которые на первый взгляд не видны (а иногда и на второй тоже), но без них невозможно создание действительно достойного фильма (или сериала). Сегодня речь о сценарном редакторе, которых часто обвиняют в том, что они только и ждут, чтобы исказить гениальный замысел драматурга и вписать в него свои темные идеи.

Мы поговорили с редактором Свердловской киностудии Анной Хадалаевой, чтобы понять, в чем заключается работа сценарного редактора и как правильно и эффективно редактору и сценаристу выстраивать свое сотрудничество.

Где можно научиться редакторскому делу?

— В советском кинематографе существовала серьезная школа редакторов. Но за тот перерыв в индустрии, что случился в 90-е, когда не то что редакторы, но и другие киноцеха переживали кризис, была утеряна база, которая соединяла авторов и редакторов. Например, Ирина Сергиевская, которая возглавляет гильдию редакторов при Союзе кинематографистов, легендарный профессионал, работала в свое время с Василием Шукшиным. Представляете, какого масштаба человек, чтобы быть в диалоге с такой личностью.

В новой российской индустрии институт редакторов начинает формироваться. Насколько я знаю, многие киношколы хотят создать редакторские курсы. Но сегодня в основном весь опыт нарабатывается на практике.

Кроме того сегодня в индустрии очевидна тенденция: редактор – это ступенька к дальнейшему становлению креативным продюсером и шоураннером. То есть расширение возможностей, участие в полном цикле кинопроизводства – от девелопмента до красной дорожки.

Поэтому редакторов, которые буквально работают с текстом, анализируют, помогают автору усилить свою историю, не так много. В идеале он должен присутствовать и на съемках, и на этапе постпродакшена, чтобы помогать сохранить авторскую мысль, не изменить смысл, образы героев и развитие сюжета. И несмотря на такой объем работы и вклад в проект, редактор как будто бы невидимая профессия — его не знают зрители, в титрах не всегда указывают. Безусловно, бывают и обратные примеры, что всегда приятно.

О противостоянии редактора и сценариста

— Конфликт редактора и автора, на мой взгляд, отчасти надуманный. Но конечно, бывает так, что автор столкнулся с некомпетентным редактором или наоборот — автор не готов услышать комментарии к своему текст (особенно это случается с начинающими кинодраматургами) — и дальше, как снежный ком, это распространяется на всех редакторов. Тут важно отделить эмоциональный момент — да, взгляд со стороны может задевать автора, но задача редактора — помочь усилить сценарий, увидеть неточности в образах героев, неубедительные места в сюжете. Любой автор — опытный или только входящий в профессию — находится внутри текста, и сложно оценить его объективно. Вот для этого и нужен редактор, его задача — помочь донести авторский замысел.

Главное — диалог

— От сценаристов часто звучит мнение, что редакторы самоутверждаются на авторах, хотят притянуть в сценарий свои идеи, что автор написал блестяще, а редактор ничего не разглядел. С другой стороны, редакторы регулярно говорят, что нет интересных авторов. Повторюсь, эти рассуждения лежат скорее в области эмоционального восприятия. У редактора вообще нет выбора, ты не можешь сказать: с этим автором я не работаю. Твоя задача — сделать проект увлекательным для зрителя, а не только автору. Эта работа возможна только в диалоге.

Редактор всегда дочитывает сценарий

— Существует стереотип, что все читают первые 10 страниц — как и хороший фильм, сценарий должен захватить тебя в эти 10 минут. И если не показали интересного, оригинального героя или какого-то неожиданного поворота, ты закрываешь текст. Лично я дочитываю до конца, не теряя надежды, что в последних страницах автор все объяснит. Обязанность редактора – понять, а иногда и разгадать, что хотел автор донести.

Продюсеры, у которых еще много других задач, читают более эмоционально – им, правда, достаточно для понимания первых страниц. Но если редактор уверен в сценарии, он может убедить продюсера в том, что имеет смысл читать до конца. Бывает, что идея оригинальная, но автору не удается ее явно донести, и в этом случае хочется ему помочь, попытаться сделать один, два драфта (на самом деле всегда гораздо больше), чтобы найти варианты, которые максимально раскроют авторский замысел.

Редактор сценариста не бросит

— Иногда случается, что драматург может бросить проект, чаще это встречается у начинающих авторов. По разным причинам: устал, вдруг надоело, хочет больше денег или не сработался с продюсером. Продюсеры тоже имеют возможность заменить сценариста. А редактор, за редким исключением, не может сказать: мне надоело, найду проект поинтересней, а этот пусть доделывает другой кто-нибудь. Каждый проект разный, и всегда любопытно найти подход к автору – это еще и профессиональный вызов.

Еще по теме:

5 важных уроков сценарной лаборатории фестиваля «Одна шестая»

Мы их берем: Куда уходят выпускники Школы кино

Советы кинопрофи: С чего начать карьеру художника по реквизиту

Валентина Юрченко, литературный редактор

Сегодня мы поговорим о литературном редактировании сценария. Причём сценария любого: хоть для рекламного ролика, хоть для художественного фильма.

Что такое литературное редактирование и для чего оно требуется?

Варианты сценариев

  • Многие сценаристы наделены талантом придумывать сюжеты и персонажей. Однако литературный талант – это талант несколько иной, писательский. Сценарист и писатель – не есть одно и то же. Стилистическая правка текста, написанного писателем, как правило, не требуется, а вот со сценаристами сложнее…
  • В нашу продакшн-студию самые разные авторы присылают тексты самых разных сценариев: от коротких – на полстраницы – до полноценных киносценариев. Подавляющее большинство текстов, к сожалению, содержит несметное количество стилистических и грамматических ошибок. Между прочим, стилистическая правка и устранение грамматических ошибок и опечаток – это разные виды работ. Для стилистических правок требуется литературный редактор, а для «вычитки» текста на предмет ошибок – корректор.
  • Даже если один специалист совмещает обе эти задачи, то выполняет он их не параллельно, а последовательно.
  • К слову сказать, в большинстве случаев, когда сценарии отправляют на всевозможные конкурсы или, например, в киностудии, в продюсерские центры, они «отметаются» по элементарной причине: из-за неграмотного написания текста. Очень тяжело читать неграмотный текст. Специалист, который читает сценарий и принимает решение о его дальнейшей судьбе, зачастую попросту не доходит до понимания того, что сценарий является заслуживающим внимания, потому что, как ни странно, его автор не смог оформить текст надлежащим образом. Чего греха таить, не многие из нас умеют грамотно писать. А вообще, скажем вам по секрету, что и в киностудиях, и на ТВ люди, читающие сценарии, вдобавок ко всему перфекционисты, которых неграмотный текст и стилистические ляпы обычно очень сильно раздражают.

Стоимость услуг корректорской правки

80 рублей за 1000 знаков с пробелами

Стоимость услуг литературного редактирования

от 3 000 до 5 000 руб. за авторский лист

Сроки выполнения работ зависят от объема

Задачи литературного редактора

  • Волноваться вам не следует: литературный редактор не будет критиковать ваш сценарий с точки зрения его содержания, не будет оценивать его художественную составляющую, он всё же не критик и не будет заставлять вас его переписывать. Редакторская задача – исправить стилистические ошибки, допущенные как в речи самого автора, так и в речи героев. Более того, редактор будет стараться сократить текст, сделать его ёмким и в то же время удобочитаемым. С репликами и речами персонажей дело обстоит несколько сложнее, но и в этом случае авторам не следует забывать о том, что длинные диалоги или монологи не всегда хороши для видеоряда.
  • Литературное редактирование требуется не только для сценариев. К услугам редактора прибегают во многих случаях, когда составляется, например, план речи героя для интервью или текст для озвучивания диктором.
  • В нашей продакшн-студии услугу редактирования текстов и их корректуру можно заказать не обязательно в составе какого-либо проекта. Эта услуга предоставляется и отдельно. Стоимость зависит от объёма, в среднем она составляет 1800 рублей без учёта НДС за страницу текста. В эту сумму входит литературное редактирование и корректура.

видеоблогер Ютаро Икеноуэ

Видеоблогер Ютаро Икеноуэ

Рекомендуем подписаться на видеоблог Ютаро. Прежде всего, его видео заинтересуют тех, кто влюблён в Японию, а также предпочитает меланхолично выстроенные кадры, иногда без комментариев.

«Редактор в зрительском кино — специалист, который помогает разработать сценарий и по-роденовски отсечь от текста все лишнее».

Интервью Павла Ведерникова, шеф-редактора компании «Кинобайт», куратора интенсива «Супер-редактор кино и ТВ».

Vedernikov_inst_465

Павел, кто такой редактор кино? Чем он занимается? В чем особенность работы редактора кино?
Если говорить о некой идеальной работе, задача редактора — помочь автору рассказать историю так, чтобы до зрителя «дошло». Редактор должен быть помощником, союзником автора, в чем-то — его учителем, а в чем-то — подмастерьем. Работая с автором, редактор всегда должен помнить, что он именно помогает автору сделать историю максимально понятной, интересной, острой, а не пытается переделать текст «под себя». Идеальному продюсеру, нанявшему идеального автора, я думаю, редактор не нужен. Но много ли идеальных авторов? И уж тем более — идеальных продюсеров?В реальности же редактор, работающий в сфере кино и телевидения, чаще всего занимается двумя вещами:

– поиском новых авторов и проектов, подходящих под стратегию студии или под формат канала, с которым работает студия;
– работой по текущим проектам с авторами, с текстом и с визуальным материалом – от проверки фактов и реалий и помощи в оформлении текста до помощи автору в создании жанровой чистоты истории, в доводке структуры сюжета или помощи в создании закадрового текста.

Без сценариста, режиссера и других членов съемочной группы «кина не будет». Насколько важна профессия редактора?
«Кино» — понятие растяжимое. Фильм с производственным и маркетинговым бюджетами по 5 миллионов долларов и сборами в 10 тысяч долларов — это «кино»? Если такой проект сделан исключительно ради удовлетворения авторских амбиций создателя, то редактор на нем, конечно, не нужен. Редактор нужен, если его вклад на проекте необходим исходя из тех критериев качества, которые себе обозначает студия во главе с продюсером и художественным руководителем. Ведь, по большому счету, некий текст на 60 страниц, который условно можно назвать «сценарием», может написать любой человек. И чисто теоретически такой сценарий даже можно будет снять, а если есть деньги — даже поставить в нескольких кинотеатрах «полным экраном»…      

   Редактор в зрительском, жанровом кино — специалист, который помогает разработать сценарий и по-роденовски отсечь от текста все лишнее. Обычно редактор задает автору вопросы, делает предложения и приводит примеры, которые, как ему кажется, подтолкнут автора к тому, чтобы убрать неудачные и развить удачные находки в героях, в сюжете, в содержании конкретных сцен и в диалогах будущего фильма.

В авторском кино редактор важен как соучастник процесса: если не соавтор, то важный собеседник, понимающий зритель для автора. Может быть, даже немного психотерапевт. Редактор в авторском кино может помочь автору (часто — режиссеру и сценаристу в одном лице) вытянуть идею на тот уровень понимания, когда она «сработает» в фильме, зацепит зрителя.

А вот на телевидении без редактора,который часто выполняет и часть продюсерских задач, некоторые проекты вообще не смогут существовать. Например, если на каком-нибудь ток-шоу так называемый «гостевой редактор» не сделает свою работу — в студии некого будет снимать, и работа встанет. Или если шеф-редактор не сможет найти замену внезапно ушедшим в запой авторам и не сможет сам дописать серии — слетят несколько съемочных дней, каждый из которых стоит десятки тысяч долларов.

redaktor 1_465

В начале 90-х все почему-то решили, что редактор в кино профессия необязательная. Сейчас снова возникла острая потребность в киноредакторах. С чем, по вашему мнению, это связано?
В 90-х как-то везде и сразу решили избавиться от «необязательных вещей» — от ученых, культурологов,редакторов. И вместе с водой, кажется, выплеснули ребенка. Я уверен, что почти полное выпадение редакторов из творческого процесса в 90-х годах болезненно сказалось на культуре России в целом — в литературе, в кино, в телесериалах. Звучит, конечно, жутко пафосно, но такова реальность: отсутствие редакторского фильтра в целом и в частностях внутри каждого фильма, программы или сериала постепенно, незаметно, неощутимо снижает художественную ценность проектов, которые доходят до зрителя. А ведь и элитарный, и массовый зритель всегда вместо некачественного продукта будет выбирать качественный — даже если он сделан в другой стране и для России не такой злободневный. И проигранное сражение за национальный кинопрокат, когда при значительной государственной поддержке доля сборов российского кино в прокате уже несколько лет не поднимается выше 15-20% — отличный этому пример. Ведь в американском кинематографе, с которым российский почему-то так любят сравнивать, работа редактора в разном виде существовала и в 40-х, в 90-х — и существует сегодня.

Сегодня особенно остро чувствуется нехватка редакторов на ТВ — как на производящих студиях, так и на самих каналах. Между каналами растет конкуренция, особенно за молодого зрителя. Продюсеры делают ставку на качество — и редактор становится просто необходимой фигурой в телепродакшне.

Есть ли особенности работы редактора в кино- и телепроектах?
В работе над киносценарием важно понимать продюсера и автора, с которыми ты работаешь. Важно понимать потенциальную аудиторию, жанровую нишу и конкурентное окружение вашего будущего фильма — а внутри самого сценария можно достаточно неспешно искать необычные решения, вдумчиво работать с историей, эмоциями, идеей, темой будущего фильма. И требовать от автора дорабатывать сценарий. Иногда — десятки раз. Причем в кино работа редактора обычно после переписывания сценария заканчивается. А на телевидении редактор работает и на площадке, и на монтаже.При этом на телесериалах, к сожалению, над всем довлеют дедлайны, формат и пресловутое горизонтальное программирование. В телесериалах жанр, структура серии, хронометраж, возраст и количество героев, даже количество локаций на каждую серию — строго регламентированы, и нужно выстраивать работу так, чтобы авторы сдавали работу в срок и соблюдали формат. Организация достаточно жесткая, но если все хорошо спланировано и авторы вдохновлены героями и историей, то результат будет не только «форматный», но и талантливый. А значит, сериал принесет зрителю удовольствие, а продюсерам — доходы. К тому же в последние сезоны на российском телевидении появляются очень разные проекты-эксперименты — «После школы», «Без свидетелей», «Реутов-ТВ», — не говоря уже о великолепных прорывных сериалах канала ТНТ. Плюс появляются нишевые каналы с необычным контентом. Эти изменения постепенно меняют и ожидания аудитории, и подход всех телеканалов к работе — так что в ближайшие годы российское телевидение будет становиться все интереснее и для работающих на ТВ редакторов и, надеюсь, для зрителей.

Из других важных особенностей разницы работы редактора в кино и на ТВ — необходимость все время напоминать авторам, что сам подход к рассказу истории в кино и в сериале — различен. И что если в кино сценарий нужно писать от идеи, то в сериале — от героя. К слову, это один из вопросов, который мы разберем в рамках интенсива. Мы научим будущих редакторов обращать внимание на эту разницу.

На что нацелен интенсив «Супер-редактор кино и ТВ»? Что получат слушатели? nbsp;
Может быть, во мне говорит профессиональное когнитивное искажение, но важно будет познакомиться с аудиторией, понять, за чем студенты пришли на лекции. В чем-то ожидания наверняка придется подкорректировать, в чем-то — постараться оправдать.

Если говорить о содержательной сверхидее интенсива, то преподаватели постараются дать будущим редакторам начальный навык различать, что такое хорошо и что такое плохо в сценарии, как искать эти материи в тексте и как тактично давать по ним автору обратную связь. А значит, дадим студентам шанс получить работу. Вообще же, мы делаем курс максимально прикладным: лекции и мастер-классы ведут только практикующие редакторы, а не кинокритики или теоретики искусства. Всю «теоретическую» базу работы редактора мы постараемся давать на конкретных примерах — и российских, и зарубежных, и успешных, и провальных. Так что на выходе у студентов будет понимание, что и зачем сейчас снимают на разных каналах и на разных студиях. Плюс — контакты действующих профессионалов отрасли.

В качестве итоговой работы курса студенты должны будут написать редакторское заключение – и по сценарию телесериала, и по сценарию полного метра. Подобное заключение – один из основных инструментов работы редактора, так что студенты смогут окунуться в работу редактора.

redaktor 2_465

Были ли у вас или ваших коллег интересные истории, связанные с работой киноредактора?
Работа редактора — специфическая вещь: с одной стороны, соприкасаешься с творческим материалом, с другой — редактор все-таки больше менеджер и медиатор творческого процесса, иногда даже формалист. Такие увлекательные истории, которые случаются с режиссером и со съемочной группой где-нибудь в тайге, когда медведи съедают недельный запас еды и вместо документального фильма о сибирской природе приходится снимать хоррор о голодном продюсере, — у редактора редкость.

Из действительно интересного — могу вспомнить своеобразные «торги» между продюсерами за сериал: когда нескольким студиям проект так понравился, что сценарист оказался в удивительной для нашего рынка ситуации, когда он сам выбирал заказчика и диктовал продюсерам свои условия работы. Посмотрим, что в итоге получится, — проект еще не снят, но своего зрителя он найдет совершенно точно. Даже если это будет тот самый выбравшийся из тайги голодный продюсер.

Киноиндустрия в России переживает сложные времена после отмены голливудских фильмов — они приносили кинотеатрам до 80% дохода. В этих условиях от российских кинематографистов ждут как можно больше новых качественных картин — в мае 2022-го государство обещало выделить на поддержку индустрии 15 млрд рублей.

Но снять фильм — непростая задача, даже с хорошим бюджетом. Над производством должна слаженно работать целая команда, где у каждого — своя важная роль. Рассказываем об основных участниках съёмочной группы: чем они занимаются, что должны уметь, где учатся и сколько зарабатывают в России. Суммы гонораров сильно зависят от величины проекта, бюджета, жанра фильма и известности специалиста — но мы постарались привести ориентировочные цифры.

Благодарим Альмиру Низамову, ассистента по актёрам, за помощь в подготовке материала.

Над видеоконтентом — от рекламного ролика до большого художественного кино — работают в несколько этапов: препродакшен — подготовка к съёмкам, продакшен — съёмочный процесс и постпродакшен — подготовка к релизу.

Британский сценарист и продюсер Стивен Фоллоуз проанализировал, сколько специалистов работали над созданием фильмов, показанных на киноэкранах США с 2000 по 2019 год. Оказалось, на всех трёх этапах в одном проекте были задействованы в среднем 276 человек. Но количество участников кинопроизводства сильно зависит от бюджета и масштабов проекта и может варьироваться от нескольких десятков до сотен и тысяч.

Самый многочисленный состав съёмочной группы собирался во время производства фильмов от Marvel: 4,5 тысячи человек работали над картиной «Мстители: Война бесконечности», около 4 тысяч были задействованы в создании «Мстителей: Эра Альтрона» и 3,5 тысячи — в третьей части «Железного человека».

Люди в ролике — далеко не весь состав съёмочной группы

Больше всего специалистов занято в продакшене — обычно это самый долгий и сложный этап кинопроизводства. Чтобы всё получилось и картина отправилась на постпродакшен, а затем и в релиз, все участники съёмочной группы должны работать чётко и слаженно. Расскажем об основном составе, задействованном в съёмках.

Чем занимается: отвечает за сюжет картины. Проект всегда начинается с истории — это может быть оригинальная идея или адаптированный сценарий, написанный на основе пьесы, рассказа или любого другого жанра.

Специалист должен тщательно проработать сюжетные ходы, образ героев, их характеры, диалоги, драматургию, место действия. Иначе в фильме могут возникнуть сюжетные дыры: к примеру, нелогичные действия персонажа, которые выбиваются из описанного характера, или события, которые можно было бы легко предотвратить.

Иногда поклонники создают целые сайты, где разбирают сюжет и неудачные сценарные ходы.

Один из самых обсуждаемых моментов во вселенной Гарри Поттера — появление маховика времени, с помощью которого можно было вернуться в прошлое.

Гермиона и Гарри спасли Клювокрыла, воспользовавшись маховиком, а уберечь Хогвартс от разрушений не догадались

Фанаты включили этот артефакт в список самых неудачных. Они считают, что из-за маховика возникло сразу несколько сюжетных дыр и вопрос, который до сих пор не даёт покоя миллионам: «Почему Гермиона не вернулась в прошлое, когда Волан-де-Морт ещё не стал таким могущественным, и не повлияла на его будущее?». Некоторым действиям объяснение уже есть, но споры по этой части сюжета по-прежнему ведутся.

Чтобы все замыслы были воплощены на экране, как предполагалось, часто сценарист сам присутствует на съёмочной площадке — может даже подсказывать актёрам, с какой интонацией лучше произнести ту или иную реплику, чтобы она звучала с нужным посылом.

Что должен уметь: работать с большим объёмом информации, также важно развивать насмотренность, быть внимательным к деталям, иметь хорошее воображение и творческое мышление, понимать законы киноискусства.

Сколько зарабатывает: за сценарий серии ситкома в России можно получить от 150 тысяч рублей, за сценарий к крупному блокбастеру — до 5 миллионов рублей. Чем известнее специалист, тем выше его гонорары. Обладатель премии «Оскар» Мел Брукс однажды получил 500 тысяч долларов за адаптацию сценария к фильму, который так и не вышел в прокат.

Где учится: во ВГИКе и в Нетологии.

Специалистов очно обучают во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) на кафедре драматургии кино в течение четырёх лет. Выпускники получают знания в теории драматургии, кинорежиссуре, монтаже, сценарии.

Освоить профессию онлайн можно на курсе «Сценарное мастерство» от Нетологии. В программе: живые вебинары, лекции, лонгриды, квизы и онлайн-воркшопы. Преподаватели научат превращать идеи в истории, придумывать хорошие сюжеты, управлять вниманием зрителя и подготовят к питчингу перед экспертами индустрии. У выпускников будет готовый сценарий пилотной серии с рецензией эксперта.

Чем занимается: запускает процесс работы над фильмом, подключается ещё во время подготовки к съёмкам и занимается не только творческими, но и административными задачами — подбирает команду, обеспечивает финансирование, контролирует съёмочный процесс, продвигает картину, чтобы привлечь зрителей.

Генеральный продюсер выполняет широкий спектр задач и несёт бó‎льшую часть ответственности за успех или провал картины. Чтобы его разгрузить, к работе над крупными проектами обычно подключаются ещё несколько узких специалистов с разным кругом обязанностей ↓

Исполнительный продюсер заключает договоры с персоналом и контролирует расход бюджета.

Линейный продюсер решает организационные вопросы, чтобы творческому процессу ничто не мешало: например, следит за соблюдением графика съёмок.

Промопродюсер работает над рекламной кампанией, знает, как создавать цепляющие трейлеры и креативные проморолики. Его задача — убедить зрителя, что нужно обратить внимание именно на этот проект, даже если в прокате сейчас сильные конкуренты.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Пример необычного промо: к премьере сериала Marvel «Женщина-Халк» в Tinder появился профиль главной героини, пользователи наткнулись на него случайно

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

А так видеосервис more.tv продвигал сериал «Стая»: на самом деле билборды в лесу монтировать не стали — просто использовали изображения для рекламы в соцсетях

Что должен уметь: договариваться и расширять базу контактов, важно хорошо знать процесс кинопроизводства, разбираться в маркетинге и менеджменте, быть ответственным, организованным и уверенным.

Сколько зарабатывает: наш источник из крупной производственной компании сообщает, что продюсер может получить от 300 тысяч рублей за работу в документальном проекте. Гонорар зависит от специализации и уровня ответственности специалиста, а также жанра, масштаба и бюджета картины.

Где учится: в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и РГИСИ.

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения профессии обучают на факультете экранных искусств. Можно выбрать свою специализацию: стать продюсером кино и телевидения или линейным продюсером. Учёба длится пять лет. Студенты получают знания в области авторского права, правовых отношений и документооборота, финансов, анализа и прогнозирования кинорынка, жанров кино и его истории.

В Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ) можно получить образование на продюсерском факультете. Учебный план состоит из гуманитарных, экономических и искусствоведческих дисциплин. Студенты изучают экономическую теорию и менеджмент, маркетинг, историю театра, литературы, изобразительного искусства, кино.

Чем занимается: отвечает за творческую составляющую фильма, его действие и повествование, определяет сверхзадачу — ту идею, которую несёт картина.

Режиссёр интерпретирует сценарий, добавляя в фильм свой почерк и индивидуальность. Ставшие культовыми диалоги из картин Квентина Тарантино или визуальная композиция в фильмах Уэса Андерсона — те самые отличительные черты, которые режиссёры придают своим произведениям.

Трейлер «Французского вестника» Уэса Андерсона: десятки деталей, которые играют на общее настроение, фирменные диорамы, выверенная симметрия, чередование чёрно-белого и характерного для фильмов Андерсона цвета

Кроме того, режиссёр руководит большой съёмочной командой так, чтобы всё шло по его задумке: актёры правильно передавали образы персонажей, а технический персонал помогал создавать нужную атмосферу.

Что должен уметь: нужны глубокие знания в области кино, искусства и культуры, знание мировой повестки, собственное видение и способность его правильно доносить, умение убеждать и договариваться. Кроме того, режиссёр должен разбираться в том, чем занимаются другие специалисты: от оператора-постановщика до режиссёра монтажа.

Сколько зарабатывает: всё зависит от того, какого уровня специалист и проект, успешные картины приносят именитым режиссёрам десятки миллионов рублей.

Где учится: в ИСИ и ВГИКе.

В Институте современного искусства (ИСИ) на курсе «Режиссура игрового кино и телевидения» преподаватели дадут знания по режиссуре, кинодраматургии, сценарному и актёрскому мастерству, монтажу, основам продюсирования и операторского дела. Обучение длится пять лет.

Во ВГИКе будущих режиссёров тоже обучают в течение пяти лет. На факультете преподают кинорежиссуру, работу режиссёра с актёром, кинодраматургию, монтаж, кинотехнику, фотокомпозицию, основы звукорежиссуры, компьютерную графику и теорию музыки.

Чем занимается: помогает режиссёру с организационными вопросами, распределяет задачи внутри группы, составляет вызывные листы — график съёмок на смену, расписанный поминутно, и календарно-постановочный план, который даёт чёткое представление, в какой день что и кто снимается.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Альмира Низамова

Ассистент по актёрам

Часто в команде два вторых режиссёра — по планированию и по площадке. Первый занимается планированием до и во время съёмок, второй руководит площадкой в период продакшена.

Что должен уметь: находить общий язык со съёмочной группой, важно быть собранным, ответственным, внимательным к деталям, стрессоустойчивым.

Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Обычно съёмочная группа работает по сменам, в норме одна длится 12 часов.

Где учится: в Московской школе кино и «Индустрии».

В Московской школе кино программа обучения на второго режиссёра разбита на три блока: в первом расскажут о самой профессии, зоне ответственности специалиста, роли на съёмочной площадке, процессе кинопроизводства и так далее. Второй и третий блоки посвящены работе с разными департаментами на съёмках и практике. Курс длится два с половиной месяца.

Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия» предлагает пройти онлайн-курс по специальности. На второго режиссёра обучают полгода, программа включает в себя разработку проекта, читку сценария и составление плана бюджета, разбор типов проектов, периодов кинопроизводства, понимание прав и обязанностей второго режиссёра, состава съёмочной группы, работы с главным режиссёром и со всеми департаментами.

Чем занимается: следит за тем, чтобы режиссёр правильно передал задумку сценариста, и ведёт заметки по каждой отснятой сцене в соответствии со сценарием. Специалиста также называют помощником режиссёра по сценарию.

Скрипт-супервайзер разбивает сценарий на сегменты, создаёт раскадровки, определяет очерёдность съёмок по сценам, следит, чтобы смена декораций, костюмов и грима в кадре не противоречила хронологии событий, детали передавались точно, а сцены были логично связаны. В конце каждого съёмочного дня специалист готовит отчёт по количеству отснятых сцен, кадров и хронометражу.

Что должен уметь: разбираться в основах съёмки, монтажа и драматургии, важно быть очень внимательным, обладать хорошей памятью и широким кругозором.

Сколько зарабатывает: от 10 тысяч рублей за смену.

Где учится: на практике или в клубе Kino Caste.

Обычно скрипт-супервайзерами работают сценаристы или просто те, у кого большой опыт в режиссёрской команде.

Есть и профильные курсы, но их совсем мало. Например, освоить профессию можно в клубе Kino Caste. Преподаватели расскажут об общих принципах работы скрипт-супервайзера на всех этапах кинопроизводства, познакомят с должностными инструкциями, научат работе со сценарием, режиссёром и разными департаментами. Курс можно пройти онлайн или очно в Москве.

Чем занимается: работает с кинохлопушкой — доской с записями — и появляется в кадре, чтобы ей хлопнуть. Каждый хлопок обозначает дубль или кадр. Помощник режиссёра записывает на кинохлопушке номера сцен, кадров и дублей, чтобы на этапе постпродакшена монтажёры и звукорежиссёры смогли свести звук и изображение.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Интересный факт: за одну сцену помощник режиссёра может хлопнуть больше 100 раз. На фото — съёмки фильма «Майор Гром: Трудное детство»

Ещё специалист помечает комментарии режиссёра по кадрам, ведёт монтажные листы, подсчитывает время сцены, чтобы сообщить о перехроне или недохроне.

В помощники режиссёра часто идут студенты кинокурсов, чтобы набраться опыта и познакомиться с процессом киносъёмки изнутри.

Что должен уметь: находить общий язык с разными людьми, быстро реагировать и быть внимательным.

Сколько зарабатывает: от 4 тысяч рублей за смену.

Где учится: в Международном центре кинопрофессий.

Международный центр кинопрофессий обучает помощников режиссёра два месяца. Программа включает в себя общий курс «Основы кинопроизводства», а также детальный разбор обязанностей помощника режиссёра, практикум по работе с хлопушкой-нумератором и практикум по заполнению монтажных листов.

Чем занимается: отвечает за воплощение замыслов режиссёра и сценариста в визуальные образы.

Оператор-постановщик придаёт кадрам художественность и нужное настроение с помощью ракурса, движения камеры, освещения, экспозиции, композиции и других параметров.

В культовом фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» — глубинные мизансцены, благодаря которым зритель хорошо видит почти все детали в кадре и на переднем плане, и на заднем. Это добавляет изобразительности и помогает усилить драматичность действия, чтобы зритель испытал ещё бо́льшую гамму эмоций

Что должен уметь: операторы-постановщики отличаются художественной насмотренностью, дисциплинированностью, пунктуальностью и лидерскими качествами, а также глубокими знаниями технической части — устройства камеры, световых и цветовых схем.

Сколько зарабатывает: от 20 тысяч рублей за смену. Чем шире известность и лучше умения, тем выше гонорар.

Где учится: в ГИТРе и во ВГИКе, как и оператор.

Специалистов обучают в Институте кино и телевидения (ГИТР) в течение пяти лет. На курсе преподают историю операторского мастерства, фотокомпозицию, монтаж, киносъёмочную аппаратуру и оптику, светотехнику, основы драматургии и режиссуры, киноосвещение, кинокомпозицию, цифровые технологии.

На операторском факультете во ВГИКе тоже учатся пять лет. Программа содержит такие дисциплины, как фотокомпозиция, история мировой фотографии, кинооператорское мастерство, киносъёмочная аппаратура и вспомогательная техника, съёмочная оптика, киносветотехника, киноэкспонометрия, теория монтажа, цветоведение, цветокоррекция, цифровые технологии кинематографа, специальные виды киносъёмок, визуальные эффекты.

Чем занимается: заботится о плавном движении камеры, чёткости изображения, проходах, проездах, вращениях и поворотах техники, контролирует, чтобы в кадр не попадали лишние предметы, к примеру, шест с микрофоном, и наблюдает за положением операторского крана. Специалист отвечает за съёмку и останавливает её в нужный оператору-постановщику момент.

Что должен уметь: оператору важно быть внимательным, исполнительным и хорошо разбираться в камерах и сопутствующем оборудовании.

Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Гонорар оператора зависит от его мастерства, опыта и известности.

  • Узнаете, как устроена творческая индустрия
  • Попробуете себя в разных профессиях — от сценариста до саунд-дизайнера
  • Поймёте, в каком направлении хотите развиваться

Чем занимается: работает в тесной связке с режиссёром, помогает реализовать художественные задумки, руководит художественно-декораторской службой, оформляет площадку, следит за тем, как работают визуальные элементы в сценах — декорации, фон, костюмы.

Художник-постановщик изучает сценарий и на его основе придумывает, как визуализировать его через предметы, затем создаёт эскизы и чертежи декораций, чтобы согласовать их с режиссёром.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Чтобы сделать видимость полных трибун во время гонки в «Звёздных войнах», декораторы выкрасили в разные цвета 450 тысяч ватных палочек. Источник: Telegram-канал «Киношка»

Что должен уметь: работать руками и самостоятельно создавать элементы для декораций, также нужно обладать хорошо развитыми воображением и фантазией.

Сколько зарабатывает: от 300 тысяч рублей в месяц в Москве.

Где учится: в Московской школе кино и ГИТРе.

Художественной постановке обучают в Московской школе кино в течение двух лет, за которые студенты осваивают основной предмет, а также живопись, рисунок, основы эстетики и стилей, декораторское и бутафорское искусство, макетирование, основы цветоведения.

В ГИТРе дадут знания по части мастерства художника кино и телевидения, рисунка, живописи, композиции и перспективы, технологии материалов, компьютерной графики и визуальных эффектов, основ драматургии и кинотелепроизводства.

Чем занимается: продумывает, как с помощью грима перевоплотить актёра в персонажа, которого тот играет, — в человека или даже фантастическое существо, а также контролирует работу гримёров.

Грим может изменить практически что угодно: возраст, черты лица, пропорции тела и так далее.

На съёмках «Бэтмена» Мэтта Ривза гримёры каждый день тратили до 4 часов, чтобы превратить Колина Фаррелла в злодея по кличке Пингвин. Актёр даже выбрил часть головы, чтобы накладные волосы смотрелись на нём убедительнее

А вот так гримировали Джейми Кэмпбелла Бауэра для роли Векны в последнем сезоне «Очень странных дел» — на эту работу каждый день уходило по 7,5 часов

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Альмира Низамова

Ассистент по актёрам

Художники по гриму вместе с художниками постановщиками и режиссёром продумывают образ персонажа в соответствии с его характером, образом жизни и всеми известными о нём особенностями. То есть их задача — не просто одеть актёра в костюм и поработать кисточками, а именно придумать концепцию его образа.

Что должен уметь: работать с разными материалами, которые дополняют облик актёра или помогают создать ему новую личность, также нужно владеть всеми тонкостями гримёрного искусства.

Сколько зарабатывает: от 130 тысяч рублей в месяц.

Где учится: в ГИТИСе и Школе художников гримёров-бутафоров.

Российский институт театрального искусства (ГИТИС) предлагает выучиться на художника по гриму за пять с половиной лет. Преподаватели кафедры ведут занятия по истории грима, основам искусства театрального грима, сценическому гриму различных жанров.

Школа художников гримёров-бутафоров предлагает разные курсы, где можно узнать, как с помощью грима создавать ожоги, ранения, морщины и так далее.

Чем занимается: руководит командой костюмеров, подбирает одежду для героев, разрабатывает эскизы, зарисовки костюмов с учётом эпохи и характеров персонажей. При этом важна каждая деталь образа, через которую можно передать настроение.

Героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу стала иконой стиля для миллиона зрителей. Многие её образы придумала художник по костюмам, лауреат двух премий «Эмми» и номинант на «Оскар» Патриция Филд

Перед началом работы художник по костюмам внимательно изучает сценарий, исследует одежду того времени, в котором происходит действие, готовит эскизы и согласует их с режиссёром, а затем следит за процессом пошива и контролирует примерку готовых вещей.

Что должен уметь: разбираться в моделировании предметов сценической одежды, основах дизайна, материалах, также важно обладать художественным вкусом и иметь широкий кругозор.

Сколько зарабатывает: от 150 тысяч рублей в месяц.

Где учится: в СПГХПА и РГИСИ.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (СПГХПА) обучает художников кино и телевидения по костюму в течение шести лет. Они узнают про технику и технологию живописных материалов в костюме, историю костюма, материальной культуры и быта, особенности кинопроизводства, конструирование костюма.

Также специалистов готовит РГИСИ на факультете сценографии и театральной технологии.

Чем занимается: ищет и изготавливает реквизит для съёмок, подбирает предметы, которые соответствуют эпохе, и с их помощью создаёт нужную атмосферу, координирует работу реквизиторов.

Специалисту важно понять идею художника-постановщика и реализовать её через реквизит. Необходимые предметы приходится искать повсюду, а если нужных нет — художник по реквизиту создаёт их сам вместе с командой или заказывает у нужных мастеров. Это могут быть предметы интерьера, быта и многое другое.

Для съёмок «Властелина колец: Возвращение короля» создали 45 тысяч единиц реквизита — над ними трудились 148 человек

Что должен уметь: работать с различными материалами и фактурами, быть внимательным и дотошным, а ещё важно знать, где можно достать что угодно 🙂

Сколько зарабатывает: от 160 тысяч рублей в месяц в Москве.

Где учится: в Британской высшей школе дизайна.

В Британской высшей школе дизайна учат изготавливать театральную бутафорию и реквизит спектакля, а также преподают историю театра и театрального дизайна, режиссуру и драматургию, живопись и рисунок, колористику и композицию.

Чем занимается: записывает звуки для фильма — шум моря, ветра, актёрские реплики, фон и так далее — и отвечает за то, чтобы они соответствовали всему происходящему в кадре и воспринимались естественно.

Звукорежиссёр сам подбирает фоновые шумы, чётко знает, какое звуковое решение должно быть в каждой сцене, и присутствует на объектах для съёмок, чтобы контролировать процесс.

Бывает так, что локация может хорошо подходить визуально, но звукорежиссёр предложит её поменять из-за плохой акустики или посторонних шумов. Поэтому он работает с режиссёром ещё на этапе подготовки к съёмкам, погружаясь во все детали.

Что должен уметь: отлично разбираться в звукозаписывающей технике, верно подбирать звуковую составляющую каждого кадра.

Сколько зарабатывает: от 12 тысяч рублей за смену.

Где учится: в КВТК и ГИТРе.

Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж (КВТК) даёт образование по специальности «театральная и аудиовизуальная техника». По итогам обучения выпускники получат знания по основам электротехники, метрологическому обеспечению и оценке качества аудиовизуального оборудования, разработке и техническому исполнению художественно-технических проектов, устройству записи и воспроизведения аудио-и видеоинформации, акустике.

В ГИТРе помогут развить навыки по работе с записью, монтажу и сведению звука, научат понимать возможности звукового оборудования, работе с актёрами, технологии озвучивания, слуховому анализу. Программа обучения рассчитана на пять лет.

Чем занимается: играет персонажа по сценарию. Актёру важно вжиться в роль и реалистично передать эмоции и настроение, чтобы его герой ожил на экране.

Работа актёров — тяжелее, чем может показаться на первый взгляд. Как правило, у них ненормированный рабочий график — даже если речь идёт о массовке. Актёры работают в самых разных условиях, заучивают многостраничный сценарий и общаются с большим количеством людей: от съёмочной команды до прессы и поклонников.

Съёмки часто бывают травмоопасными, а подготовка к ним — вредной для здоровья. Джеки Чан так часто получает переломы из-за выполнения трюков на площадке, что уже давно не может оформить страховку, а Кристиан Бейл известен тем, что экстремально меняется для ролей: например, для фильма «Ford против Ferrari» он похудел на 30 килограмм. По этому поводу даже появились мемы:

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Новость о том, что Кристиан Бейл набрал для роли червя из «Дюны» 200 тысяч килограмм, появилась на портале Hard Drive и быстро стала вирусной

Что должен уметь: кроме таланта перевоплощаться, иногда актёрам нужны дополнительные навыки. Для некоторых ролей требуется, например, уметь петь, танцевать или управлять истребителем, как это делает Том Круз в «Топ Ган: Мэверик»:

Сколько зарабатывает: за смену от 500 рублей в массовке и до полумиллиона в крупном проекте, если актёр востребованный. За рубежом гонорар за главную роль может доходить до сотни миллионов долларов — столько получил Том Круз за «Топ Ган: Мэверик», став самым высокооплачиваемым актёром Голливуда в 2022 году.

Где учится: в Театральном институте имени Б. Щукина и ВТУ имени М. С. Щепкина.

В Театральном институте имени Бориса Щукина учат актёрскому мастерству в течение четырёх лет. Студенты получают специальную и общеобразовательную подготовку по таким дисциплинам, как мастерство актёра, сценическая речь, музыкальный ансамбль, вокал, художественное чтение, сценическое движение, танец, фехтование, ритмика, этикет, философия, иностранный язык, история театра, литературы, музыки и изобразительного искусства.

Актёрское мастерство также помогут освоить в Высшем театральном училище (ВТУ) имени М. С. Щепкина. Студенты занимаются сценической речью, сценическим движением, танцем, музыкальными дисциплинами, вокалом, гримом. Обучение длится четыре года.

Чем занимается: выполняет опасные трюки вместо актёра.

Каскадёры бывают универсальными и узкопрофильными. Первые выполняют разные задачи вроде скачек на лошади, участия в боях и автогонках, прыжков с вышки и прочего.

Узкоспециализированные каскадёры обычно хороши в чём-то одном: мастерски водят машину, чтобы ехать на огромной скорости, или выполняют трюки с лошадьми, так как давно работают с животными и знают их нрав и привычки. Для этого требуются годы тренировок.

Профессионалы работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. Выполнение каждого элемента требует долгой, поэтапной подготовки. Специалистов в этой области не так много.

Каскадёрам приходится в прямом смысле проходить через огонь и воду, нырять на глубину, прыгать с высоты, управлять самолётом или биться о стены — как на съёмках фильма «Люди Икс: Апокалипсис»

Что должен уметь: чтобы стать каскадёром, нужны отличная физическая подготовка, смелость, ответственность и выносливость.

Сколько зарабатывает: около 10 тысяч рублей за смену, есть доплата за сложность.

Где учится: в «Империи Кино» и Ю-Stunt.

В школе каскадёров «Империя Кино» курс длится год. Выпускники смогут профессионально исполнять трюки, а ещё самостоятельно их ставить.

В школе каскадёров Ю-Stunt учат исполнению и постановке трюковых номеров, сцен и программ, работе с реквизитом.

Для освоения профессии подойдут также школы, которые дают навыки из сферы экстремального спорта или единоборств.

Чем занимается: руководит командой осветителей, отвечает за освещение в кадре и бесперебойную работу осветительного оборудования.

Гафер подбирает освещение исходя из погодных условий и того, какое настроение нужно создать в кадре, ищет оборудование под задачу оператора, размещает и подключает технику. Он тесно взаимодействует с оператором-постановщиком и может предложить самый быстрый и удобный вариант для решения задачи, связанной с освещением.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Столько осветительной аппаратуры понадобилось, чтобы снять короткую сцену, где Уилл Смит просто сидит на лавочке в фильме «Люди в чёрном». Источник: Telegram-канал Filmlights

Что должен уметь: мастерски разбираться в разных типах осветительных приборов и правильно применять их во время съёмок.

Сколько зарабатывает: от 21 тысячи рублей за смену.

Где учится: в Театральном художественно-техническом колледже, как и осветитель.

Театральный художественно-технический колледж принимает студентов на специальность «светорежиссура». Будущих гаферов и осветителей будут учить основам электротехники, режиссуры, сценографии, светотехники, цветоведения, прирезки и макетирования, психофизиологии зрительного восприятия, работе с системами энергоснабжения, источниками света и светотехническим оборудованием.

Чем занимается: подключает, монтирует, упаковывает и транспортирует световое оборудование, а также проверяет, все ли кабели и лампы исправны и так далее.

Что должен уметь: починить прибор, вышедший из строя, и быстро настроить аппаратуру, осветителю также важно иметь хорошую физическую подготовку и быструю реакцию, быть выносливым, дисциплинированным и исполнительным.

Сколько зарабатывает: от 13 тысяч рублей за смену.

Над созданием фильма трудится большая съёмочная группа. Её состав зависит от бюджета картины: это может быть и несколько сотен, и пару десятков специалистов. Их задачи сильно связаны друг с другом, и итоговый результат зависит от профессионализма и ответственности каждого члена команды.

Съёмочный процесс бывает затяжным и нелёгким, проходит в разных погодных условиях, и участникам кинопроизводства часто приходится работать по ненормированному графику. Но если на одной площадке собирается сильная, профессиональная команда, результат точно того стоит.

Телеграм Нетологии

— Насколько сегодня востребован редактор?

— Хороший редактор всегда востребован, точно так же, как и хороший сценарист, режиссер, художник по костюмам, осветитель и реквизитор. Мне кажется, что тут дело не в конкретной кинопрофессии, а в том, что ценится профессионализм.

Редактор — это агент зрителя и одновременно человек, который обеспечивает по ходу написания сценария диалог и рефлексию для сценариста. А уровень рефлексии и диалога уже зависит от профессионализма редактора.

— Как часто вас привлекают?

— Я возглавляю редакторский отдел на студии, и одновременно мы пишем по 5-10 сценариев. Это постоянный процесс, который никогда не прекращается. При этом регулярно приходят запросы и предложения со стороны, но в большинстве случаев я вынуждена отказываться, так как в сутках всего 24 часа.

— Насколько современный редакторский цех отличается от редакторского искусства времен СССР?

— Мне сложно говорить о том времени, которое я не застала в работе. Думаю, что в 1990-х, когда кино снималось очень мало, произошел провал в этой профессии, как и во многих других. Но не думаю, что современный редакторский цех значительно отличается от советского. Судя по рассказам старших товарищей, было тоже самое: 5-10 профессионалов и большое количество слабо компетентных людей.

Хотя мне ужасно не нравится выражение «редакторское искусство». Одна из проблем, которые я вижу у коллег, — попытка заниматься «искусством» и писать сценарий за сценариста. Это кажется мне дорогой в ад.

Редактура в кино — это ремесло. Суть которого в том, что ты должен встроиться мозгами в замысел сценариста и режиссера или продюсера и помочь им прийти к желанному результату при помощи своего профессионализма. А станет ли этот результат коллективного творчества искусством или нет — судить зрителям и кинокритикам.

— Может ли проект обойтись без редактора? Если да, каковы будут, на ваш взгляд, последствия?

— Мы не только знаем примеры проектов, которые обходились без редакторов, но бывало, что режиссер был одновременно оператором, композитором и исполнителем главной роли. Были проекты, снимавшиеся малыми группами: среди них есть и треш, и прекрасные работы. Но, уверена, если есть возможность пойти в проект с хорошим редактором, то это лучше, чем без него.

Мы занимаемся творческой работой, в которой последствия практически всегда непредсказуемы. Можно собрать суперпрофессиональную команду, вложиться огромными силами и ресурсами, а на выходе получить весьма среднее кино. А бывает, что весь проект идет через пень-колоду, с огромными проблемами, а в результате получается крутой фильм. Кино — это работа на результат, но ты никогда не знаешь, каким он будет.

Редактор скриптов — Script editor

Эта статья посвящена телевизионной терминологии. Для программного обеспечения Mac OS X см. Редактор AppleScript.

А редактор сценария является членом производственной группы скриптовых телевидение и радио программы, обычно драмы и комедии. На редактора сценария возложено множество обязанностей, включая поиск новых сценаристов, разработку идей сюжета и сериалов с авторами и обеспечение пригодности сценариев для производства. Редактор сценария будет тесно сотрудничать с автором над каждым черновиком сценария, давая ему обратную связь о качестве работы, предлагая улучшения, которые могут быть сделаны, а также обеспечивая соблюдение практических вопросов, таких как непрерывность показа и правильное время выполнения. В отличие от сценаристов, редакторы сценариев обычно являются постоянными членами производственной группы, тесно сотрудничая с режиссер, если автор сценария не является продюсером.[1]

Смотрите также

  • Сценарий доктора
  • Редактор историй
  • Шоураннер

Рекомендации

  1. ^ Описание редактора скриптов, Набор навыков. По состоянию на январь 2012 г.

Сценарист/пишущий редактор (документальные программы и фильмы)

Компанией (организацией, фирмой, ИП) «РЕН TВ» предлагается работа в городе Москва.
Работодатель «РЕН TВ» предложит заработную плату по результатам собеседования с соискателем работы.

В обязанности работника на вакантом месте «Сценарист/пишущий редактор (документальные программы и фильмы)» входит следующее:

написание сценариев документальных фильмов/программ;
редактура сценариев;
подготовка сценарных заявок

Требования к работнику на должности «Сценарист/пишущий редактор (документальные программы и фильмы)», предъявляемые работодателем «РЕН TВ» в городе Москва, следующие:высшее образование (филологическое, журналистское)
релевантный опыт работы сценаристом (документальные проекты — фильмы/программы) от 5-ти лет
знание пакета MSOffice
владение английским языком

Условия труда в компании «РЕН TВ» на вакантном месте «Сценарист/пишущий редактор (документальные программы и фильмы)» следующие:уровень заработной платы обсуждается с успешным кандидатом по итогам собеседования;
офис ст.м. «Павелецкая»/»Серпуховская»

Подробные условия по ссылке: http://employment-services.ru/…

как начать с нуля и стать профессиональным автором, Узнайте на 3-дневном бесплатном курсе от тех, кто сам прошел этот путь

За время курса вы узнаете, как адаптировать свое художественное произведение к сценарию фильма или сериала

Если вы начинающий сценарист, этот курс может стать для вас стартовой площадкой и местом систематизации знаний

СДЕЛАЙТЕ ПЕРВЫЙ ШАГ В КИНО — ОСВОЙТЕ ЗАКОНЫ 

ДРАМАТУРГИИ И НАПИШИТЕ ВМЕСТЕ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

Освойте современные тренды сторителлинга, и напишите свой проект в одном из самых перспективных форматов на сегодняшний день

НАПИШИТЕ СВОЙ СЦЕНАРИЙ КОМЕДИИ ВМЕСТЕ С АВТОРАМИ СЕРИАЛОВ «КУХНЯ», «ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ», «ДАЕШЬ МОЛОДЕЖЬ» НА СОВЕРШЕННО НОВОМ ДЛЯ СЕБЯ УРОВНЕ И ПРЕЗЕНТУЙТЕ ЕГО ПРОДЮСЕРАМ НА ПИТЧИНГЕ

еще никогда в российской киноиндустрии не было такого спроса на проекты и авторов, не упустите возможность НАПИсать СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА ИЛИ СЕРИАЛА С УЧЕТОМ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ 

ТРЕБОВАНИЙ КИНОИНДУСТРИИ

Основательная программа для сценаристов 

с подробной проработкой каждого элемента 

сценарного мастерства. МЕСТО, ГДЕ ВЫ НЕ ТОЛЬКО ПОПОЛНИТЕ СВОЕ ПОРТФОЛИО 

НОВЫМИ СЦЕНАРИЯМИ, НО И ПОМЕНЯЕТЕ МЫШЛЕНИЕ, 

ПРИВЫЧКИ И ВЫЙДЕТЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА. 

Если вам очень понравилась какая-то статья на иностранном ресурсе для сценаристов, писателей или режиссеров, пришлите нам ссылку на нее.

Мы ее переведем и разместим в блоге для всех наших подписчиков.

А вам выразим благодарность за наводку. 

Ждем ваших рекомендаций: info@snegiri-studio.ru

Ссылка на это место страницы:
#sub

Мы пишем статьи примерно раз в неделю, а еще регулярно проводим вебинары, на которых общаемся на самые важные темы для сценаристов и отвечаем на любые вопросы.

Студия Снегири — курсы для сценаристов, режиссеров, фильммейкеров

Каталог всех курсов Студии Снегири

info@snegiri-studio.ru
117405, Москва г, Кирпичные Выемки ул, дом 2, корпус 1, оф 414

ИНН 772625810856

ОГРН 321774600147998

ОКВЭД 63.99.1

ИП Комиссарук Вадим Витальевич

2014-2022 © Все права защищены 

Полное или частичное копирование текстовых, графических, фото, видео материалов запрещено

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Редактор сценариев x plane 11
  • Редактор сценариев rtrainsim
  • Редактор сценариев plague inc взлом
  • Редактирование сценария геткурс
  • Редактирование сценариев x plane 11